Извините, что вмешиваюсь, но с большим интересом и всё больше возрастающим удивлением читаю эту тему.
1.
Цепляешь камеру на голову, как это делают часто репортёры, и просто пишешь на доске, никуда не оборачиваясь в процессе.
Это имеет смысл только в одном случае - если запись с камеры будет передана специалистам для оценки психологического состояния лектора.
Возьмите в руку книгу с самым большим шрифтом и попросите кого-то из Ваших знакомых её почитать. При этом совершайте книгой небольшие кругообразные движения.
Уверяю Вас, даже если это будет знакомая с детства "Курочка Ряба", а не разбор олимпиадных задач по физике, Ваш знакомый будет довольно таки быстро доведен до иступления.
Кстати, не знаю, что говорит законодательство Калифорнии о подобных опытах на людях.
Правило очень простое: движение камеры должно быть меньше размера элемента изображения, как минимум на порядок. Для текста и формул размер элемента изображения - толщина линии.
2.
Я полагаю, что фигура лектора в кадре в громадном большинстве случаем не несёт положительной информации. И способна только отвлекать внимание. Достаточно голоса за кадром.
Остаётся продумать, как это лучше технически организовать.
Классе в 8-м учился во вторую смену, а каналов в телевизоре было два. По первому (по всех смыслах) в утреннее время показывали что-то типа "Ленинский университет миллионов", а по второму, местному программы для подготовки абитурентов. Там были графики синусов и тангенсов и голос за кадром. Если Вы подумаете, что из этих лекций я что-то понял или хотя бы запомнил про синусы и тангенсы, то ошибётесь. Но когда несколько позже читал "Улитку на склоне", то образ Слухача, в трансе рассказывающего про Одержание, живо напомнил эти материалы для абитурентов.
Правило очень простое: фигура лектора - это
главное на лекции. Всё остальное (текст и формулы) студенты могут легко прочитать в удобное для себя время.
Пара примеров для иллюстрации тезиса.
1. Опять же подойдите к кому-то из Ваших знакомых, встаньте плечом к плечу (не лицом к лицу, дабы не было недоразумений) и скажите "Посмотри направо!". При этом сами посмотрите и укажите рукой налево. В 100% случаев срабатывает - люди смотрят куда показывает рука и взгляд собеседника. Более того, подвох замечают (постфактум) далеко на 100%.
2. Нет ничего хуже лазерных указок. Почему? Потому что
убрана фигура лектора.
Указующий жест воспринимать и воспроизводить люди учатся гораздо раньше, чем говорить. Старая добрая деревянная указка воспринимается как продолжение указательного пальца и это хорошо, фигура лектора не убрана, жест читается. А красная точка на картинке, которую нужно искать, зверит и скотинит, кстати, не только людей, котов - тоже.