2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Откуда возник определитель?
Сообщение10.11.2021, 23:12 


07/11/20
44
lel0lel в сообщении #1538571 писал(а):
Выглядит более удачным определять детерминант как антисимметричное полилинейное отображение, для которого $\det E=1$, и только потом рассказывать про объём параллелепипеда.
А ещё лучше как полилинейный индикатор линейной зависимости, нормированный единицей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Откуда возник определитель?
Сообщение11.11.2021, 16:58 
Заслуженный участник


14/10/14
1220
Mikhail_K в сообщении #1538564 писал(а):
А какую книгу / какие книги посоветовали бы Вы тем, кто заинтересовался?
Не знаю, может быть, "Алгебру" Городенцева, по крайней мере она новая и там много хорошего, хотя есть и странное (и слишком длинная, по-моему). Короткого изложения именно этого вопроса я нигде не нашёл, может, кто-то ещё подскажет.
lel0lel в сообщении #1538571 писал(а):
Выглядит более удачным определять детерминант как антисимметричное полилинейное отображение, для которого $\det E=1$.
Я тоже так думаю. Впрочем, почти с этого я и начал, три свойства 1) умножение на $k$ при замене столбца $u$ на $ku$, 2) неизменность при замене столбцов $u,v$ на $u,v+ku$, 3) $\det E=1$, как несложно проверить, равноценны трём свойствам 1) линейность по столбцам, 2) антисимметричность, 3) $\det E=1$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Откуда возник определитель?
Сообщение11.11.2021, 17:11 


03/06/12
2864

(Оффтоп)

mihaild в сообщении #1538402 писал(а):
Например существенная часть "школьной" геометрии очень красиво формулируется на языке линейной алгебры.

Интересно было бы глянуть книги по этому вопросу. Никто не подскажет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Откуда возник определитель?
Сообщение11.11.2021, 17:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7068
Может кого заинтересует:
https://dxdy.ru/topic98496.html
https://dxdy.ru/topic24359.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Откуда возник определитель?
Сообщение13.11.2021, 02:12 


02/10/15
60
На мой взгляд, в замечательном учебнике Куроша очень хорошо рассказывается про определитель, надо только прочитать всю главу, относящуюся к этой теме, целиком. Он начинает с естественных, знакомых вещей - системы двух уравнений с двумя неизвестными. Такие системы любой школьник решал не один раз. Из практического опыта решения систем школьник знает, что какие-то системы решаются, какие-то нет. Но может тут есть какое-то общее правило? А что если решить ту же систему из двух уравнений с двумя неизвестными, но уже с произвольными "буквенными" коэффициентами? Рассмотрели и увидели, что там приходится делить на какое-то выражение. (А что если выражение равно нулю?) Дальше вводится определитель просто как более компактная форма записи этого знаменателя. Те же действия проделываем с системой трёх уравнений с тремя неизвестными. И там возникает знаменатель. Посмотрев на эти знаменатели-определители внимательно, мы видим, что есть определённые законы, по которым их можно построить. А что если попробовать обобщить эти законы? Пока без привязки к системам.
Тут, конечно, приходится немного отойти в сторону и заняться комбинаторикой. Но ненадолго. Мы строим правило вычисления некоторого выражения, которое называем определителем n-го порядка. А потом уже в учебнике показывается, что это выражение точно так же связывается с системами линейных уравнений, как и в рассмотренных в самом начале простейших случаях. Круг замкнулся.

Наверное, математикам и можно рассказывать про определитель как-то по-другому. Но всем другим, как мне кажется, легче воспринимать это так, как изложено в учебнике Куроша. Первокурсник и так запуган, ему надо на что-то опереться. А опереться он может только на школьную программу. Когда ты начинаешь объяснение с простых вещей (даже не с системы двух уравнений с двумя неизвестными, а с одного уравнения $ax = b$), которые ему знакомы, а потом выходишь на какие-то маленькие обобщения, постепенно дополняешь, расширяешь, кладёшь слой за слоем этой, в принципе, простой математики, студент не хватается за голову на первом же занятии. Иногда курс алгебры начинают вообще не с систем, а с понятия кольца и поля. По моим ощущениям, это гораздо сложнее воспринимается первокурсниками.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group