Как-то много лет назад Brukvalub писал, что многие студенты мехмата, закончившие лучшие московские математические школы, оказываются в ряду отстающих. Как это происходит? Школьная математика, по сути, не нацелена на то, чтобы научить школьника думать. Даётся стандартный набор рецептов для решения стандартного набора задач. И если школа с математическим уклоном и с профильным математическим классом, то просто сильно расширяется этот стандартный набор рецептов. И этот набор связан не с пониманием математики, а с решением задач из ЕГЭ, ДВИ и перечневых олимпиад. Статистика поступлений в ВУЗы у таких школ неплохая. Как правило, ученик таких школ ничего из математики, кроме того, что дают в школе, не изучает. А зачем? Два часа в день в школе он занимается математикой. Затем, придя домой, он ещё 2-3 часа дома решает стандартные математические задачи по стандартным рецептам. А ведь надо и другие уроки сделать. В итоге ученик 9-10 часов в день работает, особо мозги при этом не напрягает, но успехи есть (в виде хороших отметок), что создаёт иллюзию, что всё идёт как надо. Поступив на мехмат или в физтех, этот товарищ обнаруживает, что напрягать мозги надо. И причём напрягать новым и напрягать сильно. Что для мозга крайне непривычно. А тут некто Сергей Савельев в интернете вещает, что напряжение мозгов крайне энергозатратно для организма и у большинства людей вызывает раздражение. И что лень напрячь мозги для большинства людей есть стандартная нормальная реакция организма.
И что делать? Ведь попадаются индивидуумы, для которых напряжение мозгов вызывает чувство удовлетворения. Как попасть в их ряды? Может попробовать решать сложные нестандартные задачи? Я бы посоветовал дочке топик-стартера поучаствовать в олимпиадах типа "Ломоносов" или "Покори Воробьёвы горы". Для начала скачать задачи прошлых лет (можно попытаться также найти задачи с ДВИ МГУ) и порешать их самостоятельно. Также порешать последние задачи из ЕГЭ прошлых лет. Может и возникнет энтузиазм, про отсутствие которого писал топик-стартер.
Написанное мной может и не иметь никакого отношения к дочке топик-стартера, поскольку я совершенно не знаю, на каком уровне преподают математику в её школе. Ведь встречаются школы, в которых пытаются научить учеников думать. Ученик там мало читает и слушает теории. В основном решает задачи (система листочков). И эти задачи помогают освоить теорию. Попав на мехмат, такой ученик обнаруживает, что читать надо много, что для него тоже крайне непривычно. И это тоже вызывает проблемы, поскольку надо перестраиваться.
Есть и ещё одна группа учеников. Они действительно любят напрягать мозги. Побеждают на олимпиадах. Они считают, что они знают и умеют многое и они самые умные. Попав в университет, они убеждаются, что та математика, которые знают они, и та математика, которую преподают, это ни одно и тоже. И тоже надо сильно перестраиваться, что не всем под силу.
|