2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 14:45 


17/10/16
4794
Есть мощный асинхронный двигатель (500 кВт), который пускается через устройство плавного пуска (УПП). При запуске двигателя выяснилось, что даже через УПП его пусковой ток (~ 3 Iном) настолько велик, что напряжение питания на вводе в УПП при пуске падает примерно на 25%.

Встал вопрос - может ли двигатель нормально пускаться в таких условиях? В основном интересовало, не перегреется ли он или УПП, если пуск будет затягиваться из-за недостаточного напряжения при пуске?

Я посмотрел теорию. Там утверждается, что момент двигателя пропорционален мощности омических потерь ротора. В самой упрощенной эквивалентной схеме асинхронного двигателя током намагничивания пренебрегают, так что ток статора просто пропорционален току ротора. Значит, момент двигателя пропорционален мощности всех омических тепловых потерь в двигателе.

Если рассматривается запуск двигателя со свободным ротором, т.е. момент нагрузки равен нулю (это наш случай), то скорость двигателя будет пропорциональна интегралу момента двигателя, а количество выделившегося омического тепла - интегралу мощности омических потерь, т.е. опять же интегралу момента двигателя. Отсюда получаем, что общее количество омического тепла, которое выделится в асинхронном двигателе при его пуске в условиях отсутствия нагрузки на валу, не зависит от времени его разгона. И то же самое примерно верно для тепловых потерь в УПП.

Т.е, при разгоне свободного асинхронного электродвигателя нас вообще не волнует, какое в нему приложено напряжение и как оно меняется, т.е. как настроен УПП и какова просадка напряжения при пуске. Суммарное тепловыделение в двигателе за весь пуск в любом случае будет одинаково. При принятых упрощениях, конечно (пренебрежение током намагничивания, отсутствие нагрузки на валу, УПП считается регулятором амплитуды синусоидального напряжения, нет потерь в железе и его насыщения).

Верно это хотя бы в первом приближении?

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 15:08 
Заслуженный участник


20/08/14
11766
Россия, Москва
Постоянства выделившийся энергии недостаточно, есть большая разница выделятся скажем 1ГДж за 1 секунду или за 1 год. В первом случае оборудование может и сгореть.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 15:08 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
Похоже, что ваша сеть не рассчитана на такие пусковые токи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 15:38 


17/10/16
4794
Dmitriy40
Это верно. Я к тому, что из этих рассуждений следует, что пуск двигателя на пониженном напряжении во всяком случае не опаснее, чем на номинальном, и что затяжной пуск в общем ничем не грозит. Можно даже привести доводы в пользу низкого напряжения. Например - пониженная мощность тепловыделения, что позволяет теплопроводности сглаживать карту температур и даже успевать отводить тепло.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 16:19 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
sergey zhukov в сообщении #1513624 писал(а):
и что затяжной пуск в общем ничем не грозит

Видел видео пуска какого-то супер-пупер мощного двигателя... Его раскрутка занимает несколько часов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 16:57 
Заслуженный участник


20/08/14
11766
Россия, Москва
sergey zhukov в сообщении #1513624 писал(а):
Можно даже привести доводы в пользу низкого напряжения. Например - пониженная мощность тепловыделения, что позволяет теплопроводности сглаживать карту температур и даже успевать отводить тепло.
А вот это не всегда, например для импульсных источников питания (а как устроено ваше УПП неизвестно) работа при пониженном входном напряжении более опасна чем при повышенном — из-за увеличения входных токов при сохранении потребляемой мощности (прилично элементов греются линейно или даже квадратично по току и вообще без привязки к напряжению). У вас же и мощность выше. Конечно вряд ли мегаватное УПП устроено как обычный импульсный источник, но всё же и для него режим работы при пониженном напряжении может быть хуже чем при номинальном.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 18:34 
Аватара пользователя


23/05/20
379
Беларусь
sergey zhukov
sergey zhukov в сообщении #1513613 писал(а):
При запуске двигателя выяснилось, что даже через УПП его пусковой ток (~ 3 Iном) настолько велик, что напряжение питания на вводе в УПП при пуске падает примерно на 25%.


У наших электриков на предприятии в таком режиме двигатель проработал два года, потом они задумались, что этому может быть причина. Проверили подключение, фазы были подсоединены не в той последовательности. Но двигатель ревел, грелся, но работал. Подключили фазы правильно, двигатель теперь работает, только урчит от удовольствия.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 18:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5255
ФТИ им. Иоффе СПб
sergey zhukov в сообщении #1513613 писал(а):
асинхронный двигатель (500 кВт), который пускается через устройство плавного пуска
Про УПП бы знать чего - как он устроен, и про двигатель - он под нагрузкой пускается или без?

Пропустил, пускается без нагрузки. Тогда вопрос об устройстве УПП встает во весь рост.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 18:52 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
StepV в сообщении #1513649 писал(а):
Проверили подключение, фазы были подсоединены не в той последовательности. Но двигатель ревел, грелся, но работал.


тут какой-то подвох.
При подсоединении фаз не в той последовательности, двигатель должен бы крутиться в другую сторону. Ибо магнитное поле будет вращаться в другую сторону.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 19:02 


06/09/12
890
amon в сообщении #1513651 писал(а):
Тогда вопрос об устройстве УПП встает во весь рост.
А не может ли УПП быть выполнен совместно с частотным преобразователем? Тогда, исходя из его настроек, будет понятно, почему двигатель сильно греется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 19:27 


17/10/16
4794
amon в сообщении #1513651 писал(а):
Пропустил, пускается без нагрузки. Тогда вопрос об устройстве УПП встает во весь рост.


УПП - обычное тиристорное устройство плавного пуска. Называется Electric Drive Solution SS70800B. Никакого частотного регулирования. Просто нарезает синусоиду. Может ограничивать пусковой ток или плавно поднимать напряжение с заданной скоростью. Технически в данной ситуации пуск возможен, нужно только снизить аварийные уставки УПП по минимальному напряжению и увеличить время выдержки до аварии по этому напряжению. Пуск, соответственно, растягивается.

Уточню, что проблем-то с двигателем, да и с УПП пока нет. Температура двигателя просто никак не контролируется, так что неизвестно, что он о таких пусках думает. Я хотел только убедиться, что ему из тепловых соображений должно быть все равно: 5 сек или 10, 380В или 300. В крайнем случае хуже быть не должно. УПП же имеет всякие защиты и температуру свою измеряет, так что ему, думаю, ничего не будет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 19:57 
Аватара пользователя


23/05/20
379
Беларусь
EUgeneUS в сообщении #1513654 писал(а):
тут какой-то подвох.
При подсоединении фаз не в той последовательности, двигатель должен бы крутиться в другую сторону.


Думаю подвоха не было. В какую сторону двигатель крутился, так и подключили. Я за наших электриков ничего гарантировать не буду. Я лично знаю об этом случае из-за самого факта, удивившего всех. Сумасшедшая надежность конструкции двигателя. При неправильном подключении не сгорел, а пыхтел, но трудился. А когда правильно подключили, то стал работать отлично.
Я этот случай написал к тому, что часто наши спецы начинают делать крупные и сложные расчеты, а проблемы то, всего два провода перекинуть. Ну, или что-то подобное.
Поэтому мой совет, в первую очередь проверить схему подключения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 20:00 
Заслуженный участник


20/08/14
11766
Россия, Москва
sergey zhukov в сообщении #1513663 писал(а):
Я хотел только убедиться, что ему из тепловых соображений должно быть все равно: 5 сек или 10, 380В или 300.
Вообще говоря зависит от ещё некоторых условий (охлаждения, массы, теплоёмкости, тепловых сопротивлений и т.п.). Смотрите какие могут быть ситуации при разном графике тепловыделения от времени при одинаковой энергии за всё время:
1) Короткий огроменный импульс, потом ниже номинала долго-долго. Расплавится или испарится потому что тепло в первом импульсе не будет успевать отводиться от места выделения.
2) Короткий большой импульс, но не до расплава, потом долго около номинала. Ничего не будет, сначала сильно нагреется где-то внутри, потом тепло растечётся по корпусу и дальше будет рабочая температура.
3) Плавное нарастание выше номинала и долго удержание выше номинала (возможностей системы охлаждения), потом падение ниже номинала. Сгорит, так как постепенно перегреется и температура будет плавно расти до аварии.
4) Плавное нарастание до номинала и удержание не выше номинала произвольное время. Ничего не будет, нагреется и будет работать.

Видите третью ситуацию? При длительной перегрузке тоже может сгореть. Если охлаждения недостаточно для полного отвода тепла при перегрузке.
А в первой может сгореть если предел мощности (а не энергии) превысит некий порог, уже практически независимо от свойств системы охлаждения (они лишь меняют величину порога, но не убирают его полностью).

Из-за наличия третьей ситуации и нельзя так однозначно говорить что мол "дольше — лучше". Лучше, но только если охлаждения достаточно даже для режимов с перегрузкой (тогда 3-я ситуация становится эквивалентной 4-й ситуации). Или если номинал не превышается, как в 4-й ситуации.

Возможны ли первые две ситуации на практике так заочно сказать невозможно, зависит от конструкции двигателя. Может из-за индуктивности бросков тепловыделения и не будет, я не знаю ...
А третья ситуация сильно зависит от возможностей системы охлаждения по длительному отводу тепла выше номинала.

Но если времена и правда 5 или 10 секунд, то не вижу особой разницы, уж полмегаваттный движок должен весить ого-го и этой его теплоёмкости даже недалеко от обмоток вполне хватит поглотить лишние (сверх номинальных) даже 10МДж (мегаватт перегрузки в течении 10с). Массы килограмм в 50 уже хватит удержать повышение температуры в пределах градусов 50, что по идее вполне безопасно. Но лучше прикинуть точнее.


Но вообще понижение напряжения на 25% не столь уж катастрофично, хотя и весьма неприятно, не вам и не двигателю и не УПП, а другим потребителям в той же сети. Особенно если рядом есть жилые здания на той же линии электросети, качество электроэнергии в которых регулируется соответствующим ГОСТ-ом и предел снижения кажется (давно не читал ГОСТ-а) лишь 20%, не 25% или сильнее, а значит могут предъявить претензии (не напрямую, а через поставщика электроэнергии).

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 20:03 


05/05/20
20
EUgeneUS в сообщении #1513654 писал(а):

тут какой-то подвох.
При подсоединении фаз не в той последовательности, двигатель должен бы крутиться в другую сторону.

Всё верно. Очевидно, имелась ввиду неправильная фазировка обмоток(перепутаны начало и конец одной из них). В этом случае двигатель, действительно, может запуститься(и, скорее всего, даже запустится): лично имел с таким дело (27 кВт, запуск по алгоритму "звезда" -> "треугольник"). Пришёл после перемотки, ребята ошиблись немного... Заводится с пол-оборота, но работает так, что рядом страшно стоять. Работал секунд 20, до срабатывания токовой защиты. Как двигатель мог работать в таком режиме 2 года, остаётся загадкой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нагрев асинхронного двигателя при пуске
Сообщение09.04.2021, 20:05 


17/10/16
4794
StepV в сообщении #1513667 писал(а):
Я этот случай написал к тому, что часто наши спецы начинают делать крупные и сложные расчеты, а проблемы то, всего два провода перекинуть. Ну, или что-то подобное.

Это я согласен. Так обычно и бывает.
Кстати, ваш двигатель мог и в обратную сторону все это время крутиться. Например, если центробежный насос вращать в обратную сторону, он все равно будет качать, куда нужно. Если особо способные электрики его подключали, то могли на такую мелочь и не обратить внимания. Только, конечно, момент на валу такого насоса будет уже другой. Да и шума от него будет больше.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group