Последний раз редактировалось NikShoker 30.10.2020, 11:08, всего редактировалось 4 раз(а).
Меня очень заинтересовала теория эмотивизма для описания морали и этики, но прочитав даже статью на википедии я вижу, что "проблемы" и "основы для критики" теории вытекают из-за формулировки самой теории. Теория гласит о том, что моральные суждения равно эмоциональные суждения. То есть суждение "Аборты - это плохо", равнозначно "Мне не нравятся аборты". В этом есть толика смысла, но определение затрагивает только выражения эмоций - Нравится/Не нравится. Думаю, что хорошими расширениями будет являться выражения эмоций типа - Хочу/Не хочу, а также уточнение, что эмоциональные суждение одного человека является моралью только в широком смысле, то есть как моральный кодекс для каждого человека, который может быть разным. В узком смысле мораль, как общепринятая система в конкретном обществе, которая используется в той же юриспруденции, это средние желания самого общества в сумме (желания большинства). Далее, что это нам даёт. Моральные суждение делятся на Нравится/Не нравится, то есть "Мне не нравятся убийства" = "Убивать плохо", которое является оценочным суждением того, что произошло, и на Хочу/Не хочу, то есть "Я хочу, чтобы мне помогали" = "Помогать хорошо", которое является оценочным суждением того, что может произойти. Далее необходимо понимать, что для каждого отдельного индивидуума суждения Хочу/Не хочу на практике выражаются, в основном, по отношению к нему самому. В этом случае оценка производится только того, что происходит с самим этим индивидуумом. Суждения типа Нравится/Не нравится на практике выражаются, в основном, в отношениях этого индивидуума в оценке внешнего общества, либо в виде оценки или ожидания общества по отношению к действиям самого этого индивидуума. То есть этот тип имеет фундаментальную основу в отношениях Я-Общество, когда другой тип имеет только сугубо личностную природу. В сумме все подобные желания формируют мораль общества. А теперь поговорю про ситуацию, которая часто встречается. Про ситуацию, когда желания самого индивидуума идут в разрез с тем, что ожидает от него окружающее общество. В этом случае моральные суждения в отношению к этому конкретному человеку типа Хочу/Не хочу не будут соответствовать типу Нравится/Не нравится (в отношении Общество->Я)/ Как пример "Я хочу иметь много жён" = "Многожёнство хорошо", но "Обществу не нравится многожёнство" = "Многожёнство плохо". В ситуации этой дилеммы человек должен выбрать следовать ли ему собственному моральному кодексу, либо морали общества. Небольшое отступление. Проблема вагонетки в данном случае не имеет единственного решения. Единственное решение требует единственной моральной системы основанной на рациональных выводах. Тут же решение зависит от чаяния людей, которые будут знать об этой ситуации. В зависимости от набора людей одни могут вас осудить за то, что вы совершили действие, другие за то, что вы бездействовали, третьи за то, что вы вообще попали в такую ситуацию и будут вас осуждать вне зависимости от вашего выбора. Дабы добавить конкретику скажу, что такие неопределённости решаются созданием законов и формальным судом вас в этой ситуации будет оценка ситуации с точки зрения закона (что не защищает вас от осуждения людьми).
-- 30.10.2020, 12:07 --
Дополнение: Мораль общества меняется из-за распространения идей внутри самого общества. В обществе появилась идея о том, что можно запрещать аборты, люди смотрят на то, нравится это им или нет, и, впоследствии, общественная мораль меняется в сторону того, нравится обществу идея запретов абортов или нет. Это можно прекрасно проследить даже в современной ситуации с ЛГБТ. Идея о том, что это может быть нормой, начала распространяться, и в этот самый момент общество выражает своё отношение к этому (допустим, изначально были против). Далее деятельность активистов и СМИ убеждало людей в том, что это хорошо (потому что им так хотелось) и люди меняли своё желание в сторону того, что ЛГБТ это хорошо. Второе дополнение: В случае с религиями (прошу прощения у верующих) я считаю, что мораль не второстепенна религии, а первостепенна. Именно желания людей изначально оформлялись как религиозная мораль, а не наоборот. В этой ситуации религиозная мораль могла формироваться как просто отражение морали общества, так и отражения морали малой группы людей, которые посредством продвижения своей идеи (религии) меняли мораль всего общества.
|