impulsivethinkerОтличный роман, кстати. Я перечитывал его много раз. В нем как раз все впорядке с силой Кориолиса и прекрасно описана физика внутри вращающегося цилиндра.
Насчет вопроса про море и максимальное ускорение корабля: классная идея Кларка. И это очень просто: поверхность моря будет всегда перпендикулярна суммарному ускорению, которое складывается из радиального центростремительного ускорения
(формула общеизвестна) и неизвестного ускорения корабля
, которое нужно оценить.
Из геометрии моря находим максимальный угол наклона плоскости воды (поворот этой плоскости происходит вокруг точки, равноудаленной от берегов), при котором она еще не переливается за пределы более высокой стены. Допустим, это угол
. Тогда остается подсчитать, какой осевой вектор неизвестного ускорения корабля нужно прибавить к известному радиальному вектору центростремительного ускорения, чтобы результирующий вектор был повернут на угол
. Т.е. вектор ускорения корабля будет
-- 12.09.2020, 14:01 --Freeman-desВнутри вращающейся СО сила Кориолиса (в двумерном случае) действует всегда перпендикулярно скорости по аналогии с силой Лоренца, действующей на заряд в магнитном поле. При этом все равно, направлена ли скорость радиально или тангенциально, как далеко все это происходит от центра вращения и т.д.
Причина возникновения силы Кориолиса при тангенциальном движении даже еще более простая, чем при радиальном. С точки зрения внешнего наблюдателя если ты бегаешь, например, вдоль цилиндрического моря в цилиндре Рамы, ты просто начинаешь вращаться быстрее или медленее, чем сам цилиндр. Если цилиндр делает один оборот, а ты в это время пробежал внутри него еще один оборот в том же направлении, то ты вращался вдвое быстрее цилиндра, а твой вес покажется тебе вчетверо большим, чем если бы ты стоял на месте. Если же бежать в обратную сторону против вращения цилиндра, делая оборот назад за время, пока он делает оборот вперед, то веса не будет совсем. С точки зрения внешнего наблюдателя все это следствие изменения центробежной силы при изменении скорости вашего вращения от удвоенной до нулевой.