2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 14:00 


28/01/15
670
Mikhail_K
Согласен, Ваш пример действительно показывает невозможность повсеместного применения моего подхода с исторической компонентой.
Walker_XXI
В том-то и дело, что жизни не хватит. И я всё это затеял с одной целью: меньше забывать, чтобы экономить временной ресурс - не перечитывать по нескольку раз одно и то же.
Я пользуюсь всеми видами памяти: как непосредственной (механической; зазубривание - вариант для людей со слабой механической памятью, людям с сильной механической памятью не нужно зубрить - они запоминают с листа, фотографически или на слух), так и опосредованной (ассоциативной и логической). Однако механическая память иногда не позволяет что-то запомнить, тут на помощь и приходят логическая память и ассоциативная память.
Ещё важный момент: мне нецелесообразно переходить к абстрактным математическим вещам без осознавания конкретных вещей, которые в результате обобщения помогли появиться асбтрактным вещам. Даже в процессе человеческого развития в детстве мышление формируется, последовательно проходя через стадии: наглядо-действенное -> конкретно-образное -> абстрактно-логическое. А когда открываешь многие учебники, на тебя вываливают тонны абстрактного обобщённого материала...
Dragon27
Dragon27 в сообщении #1476493 писал(а):
Но я не согласен с вами, что для этого нужна какая-то особая одарённость и память. Тут дело, скорее, в подходе и стратегии. Люди, которые не владеют каким-то навыком, всегда подозревают людей, которые этим навыком владеют, в каким-то чудесных врождённых суперспособностях. Психологически успокаивает.

Я немного о другом: я знаю себя и особенности моей памяти. У меня есть представление о тех моментах при изучении материала, которые у меня РЕГУЛЯРНО забываются. У другого человека другие особенности. Поэтому можно просто статистически посмотреть: один прочитает свойства определителей и с первого раза запомнит их навсегда, ему не нужно будет их перечитывать заново через некоторое количество времени, а другой человек будет их забывать и через некоторое количество времени снова перечитывать для освежения в памяти.
И это будет объективным фактом, а не "подозрениями". Я знаю, что я уже несколько раз перечитывал тему комплексных чисел и всё равно из этой темы мне забудется показательная форма записи комплексных чисел и все формулы, с ней связанные. Это факт. А другой человек преспокойно всё этой помнит при том, что мы с ним одинаково часто обращаемся к теме комплексных чисел. Поэтому мне для запоминания показательной формы комплексных чисел, чтобы её не перечитывать бесконечное количество раз, тратя на это время, нужно в голове логически и ассоциативно уложить материал. Пока я не смог этого сделать, за что и расплачиваюсь регулярным перечитыванием...

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 14:19 
Заслуженный участник


18/01/15
3231
А вот такой вопрос. В школьном учебнике по алгебре (например, Мордкович-Николаев, коего я так люблю советовать), рассказывают как решать системы "два на два". Там два метода рассказывают, метод подстановки и метод сложения. Вот то для Вас логично и понятно, или тоже чисто запоминание ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 14:37 


28/01/15
670
vpb в сообщении #1476497 писал(а):
А вот такой вопрос. В школьном учебнике по алгебре (например, Мордкович-Николаев, коего я так люблю советовать), рассказывают как решать системы "два на два". Там два метода рассказывают, метод подстановки и метод сложения. Вот то для Вас логично и понятно, или тоже чисто запоминание ?

Если вы под "два на два" имеете в виду два уравнения с двумя неизвестными, то эти методы мне запомнились со школьных времён, скорее всего, смешанным запоминанием: механическое запоминание, подкреплённое логическим запоминанием.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 14:43 


22/06/09
975
Solaris86 в сообщении #1476495 писал(а):
А когда открываешь многие учебники, на тебя вываливают тонны абстрактного обобщённого материала...

Учебники пишутся людьми, которые этот материал уже прекрасно знают (а люди, которые не знают, его и написать-то не смогут). Некоторые авторы, конечно, стараются педагогически объяснять, но всё равно, человек, который уже понял, не может точно чувствовать человека, который ещё не понял. Личное общение с учителем, наверное, решает эту проблему, но мы же аутодидакты, мы сами всё разобрать хотим :)

Solaris86 в сообщении #1476495 писал(а):
И я всё это затеял с одной целью: меньше забывать, чтобы экономить временной ресурс - не перечитывать по нескольку раз одно и то же.

А придётся. Конечно, какие-то вещи могут сразу запомниться, но я не думаю, что в этом мире найдётся существенное количество людей, которые запоминают всё сразу и изучают каждую тему/определение/теорему только один раз в жизни. Все повторяют, забывают, возвращаются, перечитывают и снова забывают (и у каждого свои собственные проблемные места). Без повторения в голове мало что откладывается, так уж устроена наша память. Мозг с удовольствием забывает то, что он не считает особо нужным. Сколько я в школе со своими одноклассниками общался - практически никого не помню. Забываются имена, забываются лица...

Solaris86 в сообщении #1476495 писал(а):
механической; зазубривание - вариант для людей со слабой механической памятью, людям с сильной механической памятью не нужно зубрить - они запоминают с листа, фотографически или на слух

Вот это вот "зазубривание", на мой взгляд, бессмысленная трата времени. Зазубренный материал не удерживается в голове, мозгу зазубривать неприятно, если материал не используется, улетучивается моментом. Конечно материал нужно понять (чтобы под этим ни имелось в виду), сложить в удобную схемку, с чем-то ассоциировать, вывести логические цепочки. Сразу это получаться не будет. Поэтому возвращаться к одному и тому же материалу всё равно придётся.
Уникумы, которые запоминают фотографически или ещё как-нибудь там без повторения, среди людей встречаются очень редко. Но люди почему-то справляются и так.
Без повторения для оседания материала в голове не обойтись, но зазубривать не нужно. Мозг может запомнить и без подобного насилия над собой. Примерно так же, как человек запоминает дорогу куда-то, если он по ней регулярно ходит, или расположение разных объектов на местности - сам собой, постепенно.

Solaris86 в сообщении #1476495 писал(а):
Я знаю, что я уже несколько раз перечитывал тему комплексных чисел и всё равно из этой темы мне забудется показательная форма записи комплексных чисел и все формулы, с ней связанные. Это факт. А другой человек преспокойно всё этой помнит при том, что мы с ним одинаково часто обращаемся к теме комплексных чисел. Поэтому мне для запоминания показательной формы комплексных чисел, чтобы её не перечитывать бесконечное количество раз, тратя на это время, нужно в голове логически и ассоциативно уложить материал. Пока я не смог этого сделать, за что и расплачиваюсь регулярным перечитыванием...

Ну понятно, что бессмысленный материал в голове плохо удерживается. Но "осмысленность" эта накапливается регулярной работой над материалом. Конечно, нужно думать, улавливать связи, ковырять и играться с понятиями, периодически иметь озарения и т.д. Выработка понимания, к сожалению, вещь сугубо интимная. Поэтому какой бы понятный учебник автор ни написал, для конкретного читателя это легко может оказаться "нелогичным", неинтуитивным, и он сам должен по-своему предмет понять. Поэтому ограничиваться одним объяснением в одном учебнике не стоит. Спрашивайте непонятное, но без самостоятельного обмысливания никакие объяснения всё равно не зайдут.

А что там с показательной записью непонятного-то? Комплексное число - это вектор на комплексной плоскости. В показательной записи сидят его длина да угол. Потихоньку запомните, главное не сдаваться. Но и мучить себя тоже не надо, разумеется. Вон как Вербицкий совет даёт (из "Начальный курс топологии в листочках: задачи и теоремы") :
Цитата:
Вторая проблема, тоже весьма неприятная –– люди любят читать книги подряд. При этом, дойдя до непонятного места, люди читают это место снова и снова, до полного отупения. Это неправильно! Надо открыть книжку в другом месте и читать там, а непонятное место перечитать потом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 15:01 


28/01/15
670
Dragon27 в сообщении #1476502 писал(а):
Вторая проблема, тоже весьма неприятная –– люди любят читать книги подряд. При этом, дойдя до непонятного места, люди читают это место снова и снова, до полного отупения. Это неправильно! Надо открыть книжку в другом месте и читать там, а непонятное место перечитать потом.

Да, есть у меня такая черта: я читаю текст и попутно оцениваю понимание прочитанного. Если какое-то место неясно, дальше я уже не читаю, а во что бы то ни стало пытаюсь понять, что автор хотел сказать. Так на одном предложении можно застрять на пару-тройку дней. Возможно, это неверная стратегия. Но есть одно "но": если непонятый материал окажется связан с последующим материалом, то можно сказать, что и последующий материал будет не понят, потому что есть пробел в базовом предшествующем материале. Я думаю, если я плохо разбираюсь в термодинамике, то это не сильно мне помешает освоить электромагнетизм или кинематику, поэтому в учебнике по физике я могу просто пропустить термодинамику и вернуться к ней позже, но если я плохо разбираюсь в матрицах и определителях, а это фундамент, то пропускать это и идти дальше бессмысленно (это позволительно делать только делать при дефиците времени при подготовке к экзамену, я так и сделал в своё время).

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 15:17 


22/06/09
975
Solaris86 в сообщении #1476504 писал(а):
если я плохо разбираюсь в матрицах и определителях, а это фундамент, то пропускать это и идти дальше бессмысленно

Тут вопрос тонкий. Не все тонкости использования матриц вам сразу будут нужны. А если вы будете материал читать, где матрицы используются, у вас, может быть, и мотивация появится и понимание, что с этими матрицами можно делать (там, где эти матрицы используются), можно вернуться и перечитать, а так просто матрицы в "вакууме" изучать..

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 15:19 
Заслуженный участник


18/01/15
3231
Solaris86 в сообщении #1476501 писал(а):
Если вы под "два на два" имеете в виду два уравнения с двумя неизвестными,
интересно, что еще под этим можно иметь в виду ? :-)
Solaris86 в сообщении #1476501 писал(а):
смешанным запоминанием: механическое запоминание, подкреплённое логическим запоминанием.

Лучше бы наоборот, чтоб первично было понимание, а механическое запоминание вычислительных приемов вторично, ну да ладно. Это вопрос скользкий.

Рекомендую-ка я вам, пожалуй, несколько книжек, где написано по возможности понятно про решение линейных систем методом Гаусса, а также откуда у определителей ноги растут.

Киркинский, Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Ефимов, Краткий курс аналитической геометрии, (дополнение в конце)
Кострикин, Введение в алгебру

Еще. Про такой прием, как замена переменных в системе уравнений, написано, по моему, в том же Мордковиче и Николаеве. А может и нет.

-- 29.07.2020, 14:30 --

Mihr в сообщении #1476483 писал(а):
Solaris86, попробуйте почитать книги В. Босса. Может, они Вам чем-то помогут. Считается, что они хороши для тех, кто уже изучал данный предмет.

Боже упаси нас от "Босса" ! Как писал один деятель, "знавал я Валеру Опойцева в молодые годы. Тогда это был жуликоватый математик, а сейчас стал математиковатый жулик" (далеко не дословно, но в общем так). Его талмуды --- это жуть. Выглядит как якобы что-то понятно, по факту --- чисто сотрясение воздуха и отъем денег. Как коллега Mihr тут ошибся ... ну, неисповедимы пути Господни.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 15:32 


28/01/15
670
Dragon27 в сообщении #1476507 писал(а):
Тут вопрос тонкий. Не все тонкости использования матриц вам сразу будут нужны. А если вы будете материал читать, где матрицы используются, у вас, может быть, и мотивация появится и понимание, что с этими матрицами можно делать (там, где эти матрицы используются), можно вернуться и перечитать, а так просто матрицы в "вакууме" изучать..

Ну, точно не матрицы в вакууме. Я помню, когда был ТОЭ предмет, матрицы использовались для метода контурных токов и узловых потенциалов, а ещё характеристический полином при изучении переходных процессов... ТОЭ - очень интересный для меня предмет, но воспроизвести сейчас по памяти эти методы я не смогу (именно точно составить матрицы и что-то вычислить). Хотя при изучении на ТОЭ я очень сильно старался запомнить весь материал...
vpb в сообщении #1476508 писал(а):
интересно, что еще под этим можно иметь в виду ? :-)

Не знаю, что можно иметь в виду, я раньше не сталкивался с таким словосочетанием для обозначения системы уравнений. Вот пример, когда для вас очевидно и понятно, что вы хотите сказать, а для меня как для получателя информации, который впервые видит новое словосочетание, есть лишь вероятность правильно определить, что хотел сказать автор. Я предположил и оказался прав, но в другой раз могу и ошибиться.
vpb в сообщении #1476508 писал(а):
Рекомендую-ка я вам, пожалуй, несколько книжек, где написано по возможности понятно про решение линейных систем методом Гаусса, а также откуда у определителей ноги растут.

Вот за книги отдельное спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 15:34 
Заслуженный участник


18/01/15
3231
Solaris86 в сообщении #1476486 писал(а):
Вы, скорее всего, представитель везучего меньшенства: одарённый специалист с высоким интеллектом и блестящей памятью, поздравляю.
Да уж нет сомненья в том...

-- 29.07.2020, 14:37 --

Solaris86 в сообщении #1476509 писал(а):
Не знаю, что можно иметь в виду, я раньше не сталкивался с таким словосочетанием для обозначения системы уравнений. Вот пример, когда для вас очевидно и понятно, что вы хотите сказать, а для меня как для получателя информации, который впервые видит новое словосочетание, есть лишь вероятность правильно определить, что хотел сказать автор. Я предположил и оказался прав, но в другой раз могу и ошибиться.
Ну и ладно...
Solaris86 в сообщении #1476509 писал(а):
Вот за книги отдельное спасибо!

Пожалуйста. (Хорошая книга, как и умный человек --- вещь штучная. Так что Ваше "спасибо" вполне мною заслуженное. )

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 16:47 
Заслуженный участник


18/01/15
3231
Solaris86 в сообщении #1476504 писал(а):
Возможно, это неверная стратегия.
Читать книги "по диагонали" не стоит, но и застревать на одном предложении на несколько дней неправильно. Может, дальше прояснится, что автор в этом предложении имел в виду.

Первые заповеди учащегося:
1) Стремиться понимать, а не запоминать. И не обязательно понять и переварить всё, но какая-то цельность в том, что удалось понять, должна быть.
2) Читать и решать то, что в данный момент ПОСИЛЬНО. Лучше меньше, да лучше.

-- 29.07.2020, 15:53 --

Walker_XXI в сообщении #1476489 писал(а):
А системы линейных уравнений - это лишь один частный пример использования матриц. Зацикливаясь лишь на нём вы не получите полного представления о матрицах, их свойствах и практическом применении.
Нет, отчего. Зацикливаться не надо (интересно, опять же, что тут может значить "зацикливаться" ? Искать глубокий смысл в конструкциях, мотивация которых пока непонятна, разве что ...), но без понимания, как решают линейные системы, как методом Гаусса, так и через определители, и почему именно так --- дальше особо не двинешься.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 17:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5015
vpb в сообщении #1476508 писал(а):
Боже упаси нас от "Босса" !

На данном форуме В. Босс (Опойцев) обсуждался уже, как минимум, 3 раза:
topic74332.html
topic3475.html
topic106996.html
Мнения высказывались разные.

Я не то чтобы так уж рекомендую этого автора... Напротив, я полагаю, что для первоначального знакомства с предметом его книги не подходят. Но в то же время допускаю: тот, кто уже изучал данный предмет, в его книгах может найти что-то полезное для себя. Что-то лучше понять, построить какие-то ассоциации... В общем, я предлагал посмотреть на его книги. А там уж ТС пусть сам решает: подходят они ему или нет.

С другой стороны, я встречал рекомендации читать Босса, исходящие от математиков этого форума. Вот, например, Mikhail_K его рекомендовал (в совершенно другой теме):
Mikhail_K в сообщении #1313658 писал(а):
Рекомендую прочитать Главу 1 из популярной книги
Босс. Лекции по математике. Том 8. Теория групп

Вроде бы, были и другие рекомендации... Хотя не уверен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 17:28 
Заслуженный участник


01/06/15
1149
С.-Петербург
vpb в сообщении #1476514 писал(а):
Зацикливаться не надо (интересно, опять же, что тут может значить "зацикливаться" ? Искать глубокий смысл в конструкциях, мотивация которых пока непонятна, разве что ...)
Да. В том числе пытаться понять все свойства матриц и смысл всех операций с ними только лишь на примерах решения систем линейных уравнений.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group