А когда открываешь многие учебники, на тебя вываливают тонны абстрактного обобщённого материала...
Учебники пишутся людьми, которые этот материал уже прекрасно знают (а люди, которые не знают, его и написать-то не смогут). Некоторые авторы, конечно, стараются педагогически объяснять, но всё равно, человек, который уже понял, не может точно чувствовать человека, который ещё не понял. Личное общение с учителем, наверное, решает эту проблему, но мы же аутодидакты, мы сами всё разобрать хотим :)
И я всё это затеял с одной целью: меньше забывать, чтобы экономить временной ресурс - не перечитывать по нескольку раз одно и то же.
А придётся. Конечно, какие-то вещи могут сразу запомниться, но я не думаю, что в этом мире найдётся существенное количество людей, которые запоминают всё сразу и изучают каждую тему/определение/теорему только один раз в жизни. Все повторяют, забывают, возвращаются, перечитывают и снова забывают (и у каждого свои собственные проблемные места). Без повторения в голове мало что откладывается, так уж устроена наша память. Мозг с удовольствием забывает то, что он не считает особо нужным. Сколько я в школе со своими одноклассниками общался - практически никого не помню. Забываются имена, забываются лица...
механической; зазубривание - вариант для людей со слабой механической памятью, людям с сильной механической памятью не нужно зубрить - они запоминают с листа, фотографически или на слух
Вот это вот "зазубривание", на мой взгляд, бессмысленная трата времени. Зазубренный материал не удерживается в голове, мозгу зазубривать неприятно, если материал не используется, улетучивается моментом. Конечно материал нужно понять (чтобы под этим ни имелось в виду), сложить в удобную схемку, с чем-то ассоциировать, вывести логические цепочки. Сразу это получаться не будет. Поэтому возвращаться к одному и тому же материалу всё равно придётся.
Уникумы, которые запоминают фотографически или ещё как-нибудь там без повторения, среди людей встречаются очень редко. Но люди почему-то справляются и так.
Без повторения для оседания материала в голове не обойтись, но зазубривать не нужно. Мозг может запомнить и без подобного насилия над собой. Примерно так же, как человек запоминает дорогу куда-то, если он по ней регулярно ходит, или расположение разных объектов на местности - сам собой, постепенно.
Я знаю, что я уже несколько раз перечитывал тему комплексных чисел и всё равно из этой темы мне забудется показательная форма записи комплексных чисел и все формулы, с ней связанные. Это факт. А другой человек преспокойно всё этой помнит при том, что мы с ним одинаково часто обращаемся к теме комплексных чисел. Поэтому мне для запоминания показательной формы комплексных чисел, чтобы её не перечитывать бесконечное количество раз, тратя на это время, нужно в голове логически и ассоциативно уложить материал. Пока я не смог этого сделать, за что и расплачиваюсь регулярным перечитыванием...
Ну понятно, что бессмысленный материал в голове плохо удерживается. Но "осмысленность" эта накапливается регулярной работой над материалом. Конечно, нужно думать, улавливать связи, ковырять и играться с понятиями, периодически иметь озарения и т.д. Выработка понимания, к сожалению, вещь сугубо интимная. Поэтому какой бы понятный учебник автор ни написал, для конкретного читателя это легко может оказаться "нелогичным", неинтуитивным, и он сам должен по-своему предмет понять. Поэтому ограничиваться одним объяснением в одном учебнике не стоит. Спрашивайте непонятное, но без самостоятельного обмысливания никакие объяснения всё равно не зайдут.
А что там с показательной записью непонятного-то? Комплексное число - это вектор на комплексной плоскости. В показательной записи сидят его длина да угол. Потихоньку запомните, главное не сдаваться. Но и мучить себя тоже не надо, разумеется. Вон как Вербицкий совет даёт (из "Начальный курс топологии в листочках: задачи и теоремы") :
Цитата:
Вторая проблема, тоже весьма неприятная –– люди любят читать книги подряд. При этом, дойдя до непонятного места, люди читают это место снова и снова, до полного отупения. Это неправильно! Надо открыть книжку в другом месте и читать там, а непонятное место перечитать потом.