2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 14:00 


28/01/15
670
Mikhail_K
Согласен, Ваш пример действительно показывает невозможность повсеместного применения моего подхода с исторической компонентой.
Walker_XXI
В том-то и дело, что жизни не хватит. И я всё это затеял с одной целью: меньше забывать, чтобы экономить временной ресурс - не перечитывать по нескольку раз одно и то же.
Я пользуюсь всеми видами памяти: как непосредственной (механической; зазубривание - вариант для людей со слабой механической памятью, людям с сильной механической памятью не нужно зубрить - они запоминают с листа, фотографически или на слух), так и опосредованной (ассоциативной и логической). Однако механическая память иногда не позволяет что-то запомнить, тут на помощь и приходят логическая память и ассоциативная память.
Ещё важный момент: мне нецелесообразно переходить к абстрактным математическим вещам без осознавания конкретных вещей, которые в результате обобщения помогли появиться асбтрактным вещам. Даже в процессе человеческого развития в детстве мышление формируется, последовательно проходя через стадии: наглядо-действенное -> конкретно-образное -> абстрактно-логическое. А когда открываешь многие учебники, на тебя вываливают тонны абстрактного обобщённого материала...
Dragon27
Dragon27 в сообщении #1476493 писал(а):
Но я не согласен с вами, что для этого нужна какая-то особая одарённость и память. Тут дело, скорее, в подходе и стратегии. Люди, которые не владеют каким-то навыком, всегда подозревают людей, которые этим навыком владеют, в каким-то чудесных врождённых суперспособностях. Психологически успокаивает.

Я немного о другом: я знаю себя и особенности моей памяти. У меня есть представление о тех моментах при изучении материала, которые у меня РЕГУЛЯРНО забываются. У другого человека другие особенности. Поэтому можно просто статистически посмотреть: один прочитает свойства определителей и с первого раза запомнит их навсегда, ему не нужно будет их перечитывать заново через некоторое количество времени, а другой человек будет их забывать и через некоторое количество времени снова перечитывать для освежения в памяти.
И это будет объективным фактом, а не "подозрениями". Я знаю, что я уже несколько раз перечитывал тему комплексных чисел и всё равно из этой темы мне забудется показательная форма записи комплексных чисел и все формулы, с ней связанные. Это факт. А другой человек преспокойно всё этой помнит при том, что мы с ним одинаково часто обращаемся к теме комплексных чисел. Поэтому мне для запоминания показательной формы комплексных чисел, чтобы её не перечитывать бесконечное количество раз, тратя на это время, нужно в голове логически и ассоциативно уложить материал. Пока я не смог этого сделать, за что и расплачиваюсь регулярным перечитыванием...

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 14:19 
Заслуженный участник


18/01/15
3231
А вот такой вопрос. В школьном учебнике по алгебре (например, Мордкович-Николаев, коего я так люблю советовать), рассказывают как решать системы "два на два". Там два метода рассказывают, метод подстановки и метод сложения. Вот то для Вас логично и понятно, или тоже чисто запоминание ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 14:37 


28/01/15
670
vpb в сообщении #1476497 писал(а):
А вот такой вопрос. В школьном учебнике по алгебре (например, Мордкович-Николаев, коего я так люблю советовать), рассказывают как решать системы "два на два". Там два метода рассказывают, метод подстановки и метод сложения. Вот то для Вас логично и понятно, или тоже чисто запоминание ?

Если вы под "два на два" имеете в виду два уравнения с двумя неизвестными, то эти методы мне запомнились со школьных времён, скорее всего, смешанным запоминанием: механическое запоминание, подкреплённое логическим запоминанием.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 14:43 


22/06/09
975
Solaris86 в сообщении #1476495 писал(а):
А когда открываешь многие учебники, на тебя вываливают тонны абстрактного обобщённого материала...

Учебники пишутся людьми, которые этот материал уже прекрасно знают (а люди, которые не знают, его и написать-то не смогут). Некоторые авторы, конечно, стараются педагогически объяснять, но всё равно, человек, который уже понял, не может точно чувствовать человека, который ещё не понял. Личное общение с учителем, наверное, решает эту проблему, но мы же аутодидакты, мы сами всё разобрать хотим :)

Solaris86 в сообщении #1476495 писал(а):
И я всё это затеял с одной целью: меньше забывать, чтобы экономить временной ресурс - не перечитывать по нескольку раз одно и то же.

А придётся. Конечно, какие-то вещи могут сразу запомниться, но я не думаю, что в этом мире найдётся существенное количество людей, которые запоминают всё сразу и изучают каждую тему/определение/теорему только один раз в жизни. Все повторяют, забывают, возвращаются, перечитывают и снова забывают (и у каждого свои собственные проблемные места). Без повторения в голове мало что откладывается, так уж устроена наша память. Мозг с удовольствием забывает то, что он не считает особо нужным. Сколько я в школе со своими одноклассниками общался - практически никого не помню. Забываются имена, забываются лица...

Solaris86 в сообщении #1476495 писал(а):
механической; зазубривание - вариант для людей со слабой механической памятью, людям с сильной механической памятью не нужно зубрить - они запоминают с листа, фотографически или на слух

Вот это вот "зазубривание", на мой взгляд, бессмысленная трата времени. Зазубренный материал не удерживается в голове, мозгу зазубривать неприятно, если материал не используется, улетучивается моментом. Конечно материал нужно понять (чтобы под этим ни имелось в виду), сложить в удобную схемку, с чем-то ассоциировать, вывести логические цепочки. Сразу это получаться не будет. Поэтому возвращаться к одному и тому же материалу всё равно придётся.
Уникумы, которые запоминают фотографически или ещё как-нибудь там без повторения, среди людей встречаются очень редко. Но люди почему-то справляются и так.
Без повторения для оседания материала в голове не обойтись, но зазубривать не нужно. Мозг может запомнить и без подобного насилия над собой. Примерно так же, как человек запоминает дорогу куда-то, если он по ней регулярно ходит, или расположение разных объектов на местности - сам собой, постепенно.

Solaris86 в сообщении #1476495 писал(а):
Я знаю, что я уже несколько раз перечитывал тему комплексных чисел и всё равно из этой темы мне забудется показательная форма записи комплексных чисел и все формулы, с ней связанные. Это факт. А другой человек преспокойно всё этой помнит при том, что мы с ним одинаково часто обращаемся к теме комплексных чисел. Поэтому мне для запоминания показательной формы комплексных чисел, чтобы её не перечитывать бесконечное количество раз, тратя на это время, нужно в голове логически и ассоциативно уложить материал. Пока я не смог этого сделать, за что и расплачиваюсь регулярным перечитыванием...

Ну понятно, что бессмысленный материал в голове плохо удерживается. Но "осмысленность" эта накапливается регулярной работой над материалом. Конечно, нужно думать, улавливать связи, ковырять и играться с понятиями, периодически иметь озарения и т.д. Выработка понимания, к сожалению, вещь сугубо интимная. Поэтому какой бы понятный учебник автор ни написал, для конкретного читателя это легко может оказаться "нелогичным", неинтуитивным, и он сам должен по-своему предмет понять. Поэтому ограничиваться одним объяснением в одном учебнике не стоит. Спрашивайте непонятное, но без самостоятельного обмысливания никакие объяснения всё равно не зайдут.

А что там с показательной записью непонятного-то? Комплексное число - это вектор на комплексной плоскости. В показательной записи сидят его длина да угол. Потихоньку запомните, главное не сдаваться. Но и мучить себя тоже не надо, разумеется. Вон как Вербицкий совет даёт (из "Начальный курс топологии в листочках: задачи и теоремы") :
Цитата:
Вторая проблема, тоже весьма неприятная –– люди любят читать книги подряд. При этом, дойдя до непонятного места, люди читают это место снова и снова, до полного отупения. Это неправильно! Надо открыть книжку в другом месте и читать там, а непонятное место перечитать потом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 15:01 


28/01/15
670
Dragon27 в сообщении #1476502 писал(а):
Вторая проблема, тоже весьма неприятная –– люди любят читать книги подряд. При этом, дойдя до непонятного места, люди читают это место снова и снова, до полного отупения. Это неправильно! Надо открыть книжку в другом месте и читать там, а непонятное место перечитать потом.

Да, есть у меня такая черта: я читаю текст и попутно оцениваю понимание прочитанного. Если какое-то место неясно, дальше я уже не читаю, а во что бы то ни стало пытаюсь понять, что автор хотел сказать. Так на одном предложении можно застрять на пару-тройку дней. Возможно, это неверная стратегия. Но есть одно "но": если непонятый материал окажется связан с последующим материалом, то можно сказать, что и последующий материал будет не понят, потому что есть пробел в базовом предшествующем материале. Я думаю, если я плохо разбираюсь в термодинамике, то это не сильно мне помешает освоить электромагнетизм или кинематику, поэтому в учебнике по физике я могу просто пропустить термодинамику и вернуться к ней позже, но если я плохо разбираюсь в матрицах и определителях, а это фундамент, то пропускать это и идти дальше бессмысленно (это позволительно делать только делать при дефиците времени при подготовке к экзамену, я так и сделал в своё время).

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 15:17 


22/06/09
975
Solaris86 в сообщении #1476504 писал(а):
если я плохо разбираюсь в матрицах и определителях, а это фундамент, то пропускать это и идти дальше бессмысленно

Тут вопрос тонкий. Не все тонкости использования матриц вам сразу будут нужны. А если вы будете материал читать, где матрицы используются, у вас, может быть, и мотивация появится и понимание, что с этими матрицами можно делать (там, где эти матрицы используются), можно вернуться и перечитать, а так просто матрицы в "вакууме" изучать..

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 15:19 
Заслуженный участник


18/01/15
3231
Solaris86 в сообщении #1476501 писал(а):
Если вы под "два на два" имеете в виду два уравнения с двумя неизвестными,
интересно, что еще под этим можно иметь в виду ? :-)
Solaris86 в сообщении #1476501 писал(а):
смешанным запоминанием: механическое запоминание, подкреплённое логическим запоминанием.

Лучше бы наоборот, чтоб первично было понимание, а механическое запоминание вычислительных приемов вторично, ну да ладно. Это вопрос скользкий.

Рекомендую-ка я вам, пожалуй, несколько книжек, где написано по возможности понятно про решение линейных систем методом Гаусса, а также откуда у определителей ноги растут.

Киркинский, Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Ефимов, Краткий курс аналитической геометрии, (дополнение в конце)
Кострикин, Введение в алгебру

Еще. Про такой прием, как замена переменных в системе уравнений, написано, по моему, в том же Мордковиче и Николаеве. А может и нет.

-- 29.07.2020, 14:30 --

Mihr в сообщении #1476483 писал(а):
Solaris86, попробуйте почитать книги В. Босса. Может, они Вам чем-то помогут. Считается, что они хороши для тех, кто уже изучал данный предмет.

Боже упаси нас от "Босса" ! Как писал один деятель, "знавал я Валеру Опойцева в молодые годы. Тогда это был жуликоватый математик, а сейчас стал математиковатый жулик" (далеко не дословно, но в общем так). Его талмуды --- это жуть. Выглядит как якобы что-то понятно, по факту --- чисто сотрясение воздуха и отъем денег. Как коллега Mihr тут ошибся ... ну, неисповедимы пути Господни.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 15:32 


28/01/15
670
Dragon27 в сообщении #1476507 писал(а):
Тут вопрос тонкий. Не все тонкости использования матриц вам сразу будут нужны. А если вы будете материал читать, где матрицы используются, у вас, может быть, и мотивация появится и понимание, что с этими матрицами можно делать (там, где эти матрицы используются), можно вернуться и перечитать, а так просто матрицы в "вакууме" изучать..

Ну, точно не матрицы в вакууме. Я помню, когда был ТОЭ предмет, матрицы использовались для метода контурных токов и узловых потенциалов, а ещё характеристический полином при изучении переходных процессов... ТОЭ - очень интересный для меня предмет, но воспроизвести сейчас по памяти эти методы я не смогу (именно точно составить матрицы и что-то вычислить). Хотя при изучении на ТОЭ я очень сильно старался запомнить весь материал...
vpb в сообщении #1476508 писал(а):
интересно, что еще под этим можно иметь в виду ? :-)

Не знаю, что можно иметь в виду, я раньше не сталкивался с таким словосочетанием для обозначения системы уравнений. Вот пример, когда для вас очевидно и понятно, что вы хотите сказать, а для меня как для получателя информации, который впервые видит новое словосочетание, есть лишь вероятность правильно определить, что хотел сказать автор. Я предположил и оказался прав, но в другой раз могу и ошибиться.
vpb в сообщении #1476508 писал(а):
Рекомендую-ка я вам, пожалуй, несколько книжек, где написано по возможности понятно про решение линейных систем методом Гаусса, а также откуда у определителей ноги растут.

Вот за книги отдельное спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 15:34 
Заслуженный участник


18/01/15
3231
Solaris86 в сообщении #1476486 писал(а):
Вы, скорее всего, представитель везучего меньшенства: одарённый специалист с высоким интеллектом и блестящей памятью, поздравляю.
Да уж нет сомненья в том...

-- 29.07.2020, 14:37 --

Solaris86 в сообщении #1476509 писал(а):
Не знаю, что можно иметь в виду, я раньше не сталкивался с таким словосочетанием для обозначения системы уравнений. Вот пример, когда для вас очевидно и понятно, что вы хотите сказать, а для меня как для получателя информации, который впервые видит новое словосочетание, есть лишь вероятность правильно определить, что хотел сказать автор. Я предположил и оказался прав, но в другой раз могу и ошибиться.
Ну и ладно...
Solaris86 в сообщении #1476509 писал(а):
Вот за книги отдельное спасибо!

Пожалуйста. (Хорошая книга, как и умный человек --- вещь штучная. Так что Ваше "спасибо" вполне мною заслуженное. )

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 16:47 
Заслуженный участник


18/01/15
3231
Solaris86 в сообщении #1476504 писал(а):
Возможно, это неверная стратегия.
Читать книги "по диагонали" не стоит, но и застревать на одном предложении на несколько дней неправильно. Может, дальше прояснится, что автор в этом предложении имел в виду.

Первые заповеди учащегося:
1) Стремиться понимать, а не запоминать. И не обязательно понять и переварить всё, но какая-то цельность в том, что удалось понять, должна быть.
2) Читать и решать то, что в данный момент ПОСИЛЬНО. Лучше меньше, да лучше.

-- 29.07.2020, 15:53 --

Walker_XXI в сообщении #1476489 писал(а):
А системы линейных уравнений - это лишь один частный пример использования матриц. Зацикливаясь лишь на нём вы не получите полного представления о матрицах, их свойствах и практическом применении.
Нет, отчего. Зацикливаться не надо (интересно, опять же, что тут может значить "зацикливаться" ? Искать глубокий смысл в конструкциях, мотивация которых пока непонятна, разве что ...), но без понимания, как решают линейные системы, как методом Гаусса, так и через определители, и почему именно так --- дальше особо не двинешься.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 17:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5015
vpb в сообщении #1476508 писал(а):
Боже упаси нас от "Босса" !

На данном форуме В. Босс (Опойцев) обсуждался уже, как минимум, 3 раза:
topic74332.html
topic3475.html
topic106996.html
Мнения высказывались разные.

Я не то чтобы так уж рекомендую этого автора... Напротив, я полагаю, что для первоначального знакомства с предметом его книги не подходят. Но в то же время допускаю: тот, кто уже изучал данный предмет, в его книгах может найти что-то полезное для себя. Что-то лучше понять, построить какие-то ассоциации... В общем, я предлагал посмотреть на его книги. А там уж ТС пусть сам решает: подходят они ему или нет.

С другой стороны, я встречал рекомендации читать Босса, исходящие от математиков этого форума. Вот, например, Mikhail_K его рекомендовал (в совершенно другой теме):
Mikhail_K в сообщении #1313658 писал(а):
Рекомендую прочитать Главу 1 из популярной книги
Босс. Лекции по математике. Том 8. Теория групп

Вроде бы, были и другие рекомендации... Хотя не уверен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрицы и определители.
Сообщение29.07.2020, 17:28 
Заслуженный участник


01/06/15
1149
С.-Петербург
vpb в сообщении #1476514 писал(а):
Зацикливаться не надо (интересно, опять же, что тут может значить "зацикливаться" ? Искать глубокий смысл в конструкциях, мотивация которых пока непонятна, разве что ...)
Да. В том числе пытаться понять все свойства матриц и смысл всех операций с ними только лишь на примерах решения систем линейных уравнений.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group