Странно делать столь однозначные выводы, исходя из "нагромождения городского и диссидентского фольклора".
А есть что-то по теме отличное от "нагромождения городского и диссидентского фольклора"?
Подобное нагромождение было бы уместно, например, в 80-х годах прошлого века,
Я сам первый раз прочитал этот роман как раз в конце 80-х, школьником. Итальянский фильм, увидел в конце 90-х, тогда же потратил несколько лет на выяснение, откуда этот роман взялся, по итогам сделал вывод, что
роман написан непонятно кем, непонятно как и когда.
Что изменилось с тех пор? Нашлись подлинные рукописи написанные лично Булгаковым?(если да, то где, кем, когда и в каком виде?) Что вообще есть по факту, кроме пересказов пересказов последней жены и якобы её дневника?
но сейчас же можно ознакомиться с историей создания и публикации романа.
Можно было и тогда, я и пытался. Они различаются.
Сейчас, вот новенькое нагуглил(для меня, до этого именно такого ещё не встречал, встречал другие истории создания романа, включая, мистическую, что Сатана вернул рукопись из ада жене(как в романе Маргарате), рассказывалась в 90-х в музее т.е. почти как официальная):
Цитата:
"В некоторых тетрадях почерк Булгакова чередуется с почерками его жен: он иногда диктовал свои тексты. Писатель часто использовал красный и синий карандаши, зачеркивая и отмечая важные места в рукописях, газетах, журналах и книгах. "
В каких тетрадях? Речь про первую рукопись, которая сгорела? Дальше идет про манжету(непонятно какое отношение и имеет ли его вообще к МиМ). Дальше, есть даже, якобы фото сожженных рукописей
И такое объяснение:
Цитата:
"В первой тетради, той самой, которую Булгаков бросил в печку, страницы сохранились только частично. По воспоминаниям жены Булгакова, Елены Сергеевны, он специально сохранил корешок и обрывки листов как главное свидетельство существования первой редакции романа."
И дальше:
Цитата:
"Роман начинается с таинственных событий, которые наблюдает главный герой. Он берется за перо, чтобы рассказать о них Кондрату Васильевичу, расследующему необычное дело.
В левом нижнем углу страницы Булгаков записывает имена демонов — Антессер, Азазелло, Велиар. В итоге писатель выберет имя Воланд."
Это корешок(на фото, по мне как-то на корешок непохоже). Они сюжет по этому корешку востановили? Эта та/не_та Мастер и Маргирата, другая?
Эта "сожженная часть" легла/не_легла в современный вариант ?
Это история не про МиМ, а про ранние дневники Булгакова, которые были изъяты ОГПУ в 20-х годах, потом возвращены Булгакову и уничтожены им самим. Но сохранились копии, снятые в ОГПУ.
Да, так среди них как-бы и была ранняя версия Мастера и Маргариты, поэтом это объединили с остальным.
Просто такая имела место и тоже ходила. В дневнике упоминается только "собачье сердце". К слову, вроде как Елена Сергеевна начала вести дневник в 1933-ом году, а обыск и изъятие происходило в 1926-ом и она начинает дневник с упоминания этого события
Цитата:
Миша настаивает, чтобы я вела этот дневник. Сам он, после того, как у него в 1926 году взяли при обыске его дневники, — дал себе слово никогда не вести дневника. Для него ужасна и непостижима мысль, что писательский дневник может быть отобран.
Очень важно начать дневник с событий семилетней давности? И где логика, если он не хотел, чтобы что-то такое личное попало к ОПГУ, так какая разница, кто запишет он или жена?
Да и дневник этот был вроде как издан в 1990-м году. До этого 30-лет, где он лежал? Да, по легенде же она вроде как переписывала его в 60-е , т.е. оригинала 30-х нет, так?
-- 17.05.2020, 21:37 --Дело в том, что Вы, скорее всего, смотрели югославский фильм начала 70-х.
Возможно, хотя и не уверен. Итальянцы заметил, что любят Булгакова, был ещё итальянский "Собачье сердце", по мне значительно лучше нашего.
Сюжет очень отличается от романа.
В том и дело, что я также сначала подумал, что это сильно отличается от романа. А потом выяснилось, что в 60-е -70-е была версия романа которая просто один в один как в фильме. Т.е. были сильно разные варианты романа. Для меня тогда это был культурный шок. И мне дали почитать копию самиздатовской версии которая один в один как в фильме. Я после этого и заморочался, а кто вообще и в каком виде написал Мастер и Маргариту.
Для меня это более 20-ти лет назад было. Потом я много лет не вспоминал про Булгакова. Тут просто соседнюю тему увидел, да, и ещё почитал berenika`у она где-то говорила, что вроде школьникам давала как задание выяснять историю этого романа, а я взрослым человеком несколько лет её выяснять пытался, поэтому и удивился, требованиям к современным школьникам.