2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Какие из предметов этого списка вы предпочли бы в школе не изучать вообще?
Литература 13%  13%  [ 6 ]
Математика 0%  0%  [ 0 ]
История 10%  10%  [ 5 ]
Обществоведение 15%  15%  [ 7 ]
Физика 0%  0%  [ 0 ]
Химия 2%  2%  [ 1 ]
Биология 0%  0%  [ 0 ]
География 2%  2%  [ 1 ]
Иностранный язык 4%  4%  [ 2 ]
В этом списке нет ненужных для меня предметов 54%  54%  [ 26 ]
Всего голосов : 48
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 09:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5073
Утундрий,
речь ведь исключительно о Ваших личных впечатлениях о преподавании того или иного школьного предмета. Ваше мнение о полезности лично для Вас такого преподавания, которое имело место де-факто. При чём здесь ссылки на курсы? То, что прописано в школьных программах, и то, что реально происходило на уроках, - это "две большие разницы". Уже не говоря о том, что многие здесь учились в разное время, по разным программам. Вообще, не думаю, что сейчас реально где-то найти программы, по которым учили именно нас. Но даже если такие программы и найдутся - что толку? Они не дадут никакого представления о том, что реально происходило на школьных уроках. Поэтому за ссылками обращайтесь к собственной памяти.

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 09:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
30/12/24
12599
Mihr в сообщении #1451462 писал(а):
за ссылками обращайтесь к собственной памяти
А, ну тогда всё просто. Я не помню практически никаких деталей школьного обучения, кроме пяти-шести эмоционально нагруженных моментов. Маразма в этом никакого нет, потому что я и не должен их помнить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 12:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Munin в сообщении #1451443 писал(а):
Поверьте, школьная программа по математике никакой систематичности не даёт.

Мы же по Колмогорову учились. Впрочем, в том юном возрасте не думаю, что могла оценить качество. Но как-то рука не поднялась поставить "крестик" около Математики.

В любом случае, человек ленив (я-то точно), так что некое внешнее принуждение в виде классных и домашних заданий, контрольных работ дисциплинирует. Одним "Квантом" сыт не будешь. То есть я имею в виду систематичнось занятий, а не систематичность изложения.

-- 05.04.2020, 12:32 --

Утундрий в сообщении #1451464 писал(а):
кроме пяти-шести эмоционально нагруженных моментов

Именно! Запоминается вредный или интересный учитель, казус какой-нибудь. С кем сидели за партой.

Помню, что на биологии мы сидели под прикрытием зелени недалеко от доски, и из-за этого прикрытия безбожно подсказывали отвечающим. На истории перед началом урока распределяли пункты д/з, и пока один отвечал, следующий зубрил свой кусок, а потом поднимал руку... А на физике мы (с подружкой) переписывались с соседом на парте сзади, обмениваясь язвительными стихами. Что при этом рассказывала учительница? Да как-то и не вспомню.

Географию я почему-то не учила и схлопотала несколько двоек подряд. На очередном уроке преданно глядела в глаза учителю. На что та сказала: "Вижу, выучила, не буду вызывать". О, как же она ошибалась!

Химичка задавала нам рефераты, в которые надо было вклеивать разные картинки, а где их взять? Интернетов-то не было... Ну, приходилось портить журнал "Наука и Жизнь", который мы выписывали. Зато она поставила мне лишнюю пятерку, когда узнала, что я на олимпиаде по математике неплохо выступила (кажется, это всесоюзная была).

Считаю ли я, что какие-то предметы были лишними? В том возрасте и в то время такой вопрос даже представить себе нельзя. А теперь на это накладывается жизненный опыт + склероз... Так что вряд ли ответ будет хоть сколько-то адекватен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 13:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
nnosipov в сообщении #1451451 писал(а):
Ничего подобного. Учебник Колмогорова мне лично дал очень системные знания

Не вижу противоречия.
1. Я говорил не об учебнике Колмогорова, а о школьном предмете. Состав которого прописан стандартом.
2. Я говорил не об анализе, а обо всём предмете "алгебра и начала анализа" (до 10 класса просто "алгебра"), со всей совокупностью его сведений.

Приведу список глав линейки учебников Мордковича с 7 по 11 класс:

    (Оффтоп)

    Математический язык. Математическая модель.
    Степень с натуральным показателем и её свойства.
    Одночлены. Арифметические операции над одночленами.
    Многочлены. Арифметические операции над многочленами.
    Разложение многочленов на множители.
    Линейная функция.
    Функция $y=x^2.$
    Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
    Алгебраические дроби.
    Квадратичная функция. Функция $y=\dfrac{k}{x}.$ (Это в одной главе!)
    Функция $y=\sqrt{x}.$ Свойства квадратного корня.
    Квадратные уравнения.
    Действительные числа.
    Неравенства.
    Рациональные неравенства и их системы.
    Системы уравнений.
    Числовые функции.
    Прогрессии.
    Элементы теории тригонометрических функций.
    Тригонометрические функции.
    Тригонометрические уравнения.
    Преобразование тригонометрических выражений.
    Производная.
    Первообразная и интеграл.
    Степени и корни. Степенные функции.
    Показательная и логарифмическая функции.
    Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств.

Увидеть во всём этом какую-то систему лично мне затруднительно. Даже если смотреть на это с точки зрения вузовской ("высшей") математики, как на укладывающееся в какую-то более внятную структуру, нельзя не заметить то пробелы в структуре, то повторения. Бедные школьники в более незавидном положении.

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 13:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8604
Mihr в сообщении #1451462 писал(а):
речь ведь исключительно о Ваших личных впечатлениях о преподавании того или иного школьного предмета. Ваше мнение о полезности лично для Вас такого преподавания, которое имело место де-факто.
Тогда по ответам придётся судить не столько о предметах, сколько об учителях.

Мне физику преподавал учитель труда и физкультуры. Немецкий - учитель географии (которая собственно на географии чаще нас воспитывала, чем излагала материал, поскольку, к нашему несчастью, была нашим классным руководителем). Учитель математики не понимала изложенного в учебнике доказательства теоремы Пифагора. Учитель русского языка и литературы была безграмотна. Учитель химии и биологии ходила на уроки через один, пользуясь тем, что она директор и спросить с неё некому. Только историю преподавала хороший учитель с профильным образованием. Ну и что Вы можете извлечь из моих ответов на сей опрос?

Поставил "нет ненужных предметов", исходя из того, что все эти предметы весьма полезны, если их правильно преподавать (имею в виду не только учителей, но и программы). Если же исходить из существующих программ, то, боюсь, программа по литературе прививает не столько знание классики, сколько отвращение к ней (я об этом уже высказывался).

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 13:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5073
Anton_Peplov в сообщении #1451515 писал(а):
Тогда по ответам придётся судить не столько о предметах, сколько об учителях.

Я так не считаю. Я лично не менял отношения к математике и тогда, когда её вела откровенно бездарная "учительница". Не менял отношение к предмету "русский язык", когда в наш класс пришла в качестве учителя по этому предмету чрезвычайно вредная и очень несправедливая старушка. Не менял отношения к биологии, когда место учителя этого предмета занял откровенный трепач. И т.д.
Anton_Peplov в сообщении #1451515 писал(а):
Ну и что Вы можете извлечь из моих ответов на сей опрос?

Из таких "ответов" - ничего, кроме того, что Вам очень не повезло с учителями. Вероятно, значительно сильнее, чем мне.
Anton_Peplov в сообщении #1451515 писал(а):
Поставил "нет ненужных предметов", исходя из того, что все эти предметы весьма полезны, если их правильно преподавать

Ваша позиция понятна. Но не единственно возможна. В любом случае спасибо за Ваше мнение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 14:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8604
Mihr в сообщении #1451527 писал(а):
Я лично не менял отношения к математике и тогда, когда её вела откровенно бездарная "учительница".
Я тоже. Но Вы же спрашивали
Mihr в сообщении #1451462 писал(а):
о Ваших личных впечатлениях о преподавании

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 14:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5073
Anton_Peplov,
или я слишком неточно выразился, или Вы не до конца меня поняли. Я не имел в виду: кого из учителей вы любили/не любили. Я имел в виду: каково ваше впечатление о преподавании данного предмета, о его нужности вообще на основании личного опыта. Если в нашей школе не было спортзала - это ведь не вина учителя (как бы я к нему ни относился). Если оценки по физкультуре мы получали лишь на основании странных нормативов - это опять же не его вина, это вина системы образования. Так преподавалась физкультура. У нас, по крайней мере, а как у других - я ведь толком не знаю. С другой стороны, если не где-нибудь, а на школьном уроке учитель может делать высказывания на грани национализма или даже за гранью (я совершенно не шучу), это и его собственная вина и в чём-то вина системы образования: она де-факто это допускает. В общем, много о чём можно сказать... Но прежде всего я хотел услышать мнение именно о полезности самих предметов на основании личного опыта.

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 14:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Mihr в сообщении #1451545 писал(а):
Я имел в виду: каково ваше впечатление о преподавании данного предмета, о его нужности вообще на основании личного опыта.

Ну, это сильно расходится с формулировкой опроса.

Литература - в школьном составе не нужна. (Можно оставить в младших классах, где там "Сказка о царе Салтане" и басни Крылова.)
Математика - нужна остро, в том числе сразу на школьных физике и химии.
История - не нужна ни в школе, ни в жизни.
Обществоведение - в школьном составе бессмысленно (а в нормальном - остро нужно, как кстати и история).
Физика - мой личный опыт не показателен.
Химия - требует большей стыковки с физикой.
Биология - в жизни не нужна, а в связи с другими естественными науками - мой личный опыт не показателен.
География - в школьном составе не нужна.
Иностранный (английский!) язык - остро нужен, и школьное преподавание ужасно недостаточно. Школьники должны практиковаться в иностранном языке каждый день. Запугивать оценками - ни в коем случае. "Барьер говорения" необходимо снимать, пассивности не допускать.
Астрономия - мой личный опыт не показателен.
Черчение - в школьном варианте не нужно.
Музыка - в школьном варианте не нужна.
Изобразительное искусство - в школьном варианте не нужно.
Физическая культура - в школьном варианте не нужна, хотя какое-то здравое решение здесь нужно.
Трудовое обучение - в школьном варианте не нужно, хотя какое-то здравое решение здесь нужно. (За прошедшие годы сильно поменялось, что там проходят, так что моё мнение устарело.)

-- 05.04.2020 14:57:29 --

Иностранный (не английский) язык - в школьном варианте не нужен.
Родной язык (не русский) - не знаю.
Русский язык (не родной) - пожалуй, нужен не меньше, чем английский.

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 15:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5073
Munin в сообщении #1451555 писал(а):
Ну, это сильно расходится с формулировкой опроса.

Наверно. Однако я попытался уточнить, что имел в виду, в стартовом посте предыдущей темы. А здесь подчеркнул, что эта тема - просто продолжение предыдущей. Впрочем, раз возникают подобные вопросы, значит, объяснить толком не сумел :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 15:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
По поводу иностранного (и не родного русского) языка. Мне кажется, здесь нужна какая-то такая система. На протяжении обучения оценок не ставят, только снабжают материалами, заданиями, проверяют их выполнение (ставят галочку или нет). Раз в год (или раз в четверть) происходит проверка владения языком в виде общения с собеседниками, оцениваемая количественно, и сравнивается с установленными желательными уровнями. Если нормальный уровень достигнут - всё окей. Если уровень ниже - ученик помечается как "догоняющий", и для него на следующий период увеличивается вдвое-втрое тренировочная нагрузка. (Уровень материалов подбирается такой, который было бы можно осваивать.) Никакого "ругания" за такой статус допускать нельзя. Вообще обучение иностранному языку должно строиться близко к методике спортивной тренировки.

Возможно, какие-то аналогии можно продвинуть и на физкультуру.

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 17:57 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Навеяла тема о замене переменных
topic139610.html

У меня резонный вопрос. Что это, просто гимнастика для ума что-то там развивающая, или действительно что-то полезное, что потом пригодится в жизни.
Подозреваю, что для 99% народа в реальной жизни никогда не понадобятся навыки решения квадратных уравнений. Тем более решение уравнений с помощью подстановок. Сам я в школе ужасно любил всю эту алгебраическую казуистику.
С жалостью наблюдая, как пол-класса мучается с ней.
Многие заработали в школе алгебраический комплекс неполноценности. И ради чего? Навскидку могу сказать, что из всего моего класса только мне потом и пригодились навыки распутывания математических хитросплетений.
Остальным же гуманитариям и даже инженерам все это как собаке пятая нога.
Мы в России частенько потешаемся над американским школьным образованием. Типа того что они даже синусы не знают. Столкнувшись со стандартной школьной математикой у них, я увидел, что большинство задач там носит чисто прикладной житейский характер. Тип пошел в магазин и что-то там оптимально купил.
Раньше я считал, что школьная математика - это священная корова, основа основ. Можно экспериментировать и даже убирать целые предметы, но математику не трожь! Сейчас же я даже не знаю, что сказать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 18:19 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Квадратные уравнения решать полезно, в отличие от кубических они всплывают весьма часто, если начинаешь считать что-нибудь. А вот отводить им в школе громадное количество времени — сомнительно, да. И учить формулу корней во всевозможных вариантах ($b$ чётное, $b$ любое, ещё что-то там), дать уже один и хватит! (Вероятно лучше в виде $-\frac b2 \pm \sqrt{\frac{b^2}4 - c}$ для уравнения $x^2 + bx + c = 0$, уж поделить на старший коэффициент все должны уметь, и мусора в голове будет меньше. Бонус: не будет искушения решать линейные уравнения по формуле квадратного. А превращать $b$ в $2b'$ или в $-b'$ так уж и быть не будем.)

-- Вс апр 05, 2020 20:25:26 --

То есть мне кажется, что можно как-то умудриться и подать тему так, что она во-первых не будет выглядеть как какая-то чрезмерно важная и сложная (ах сколько часов, ах сколько задач!; пускай задачи попадаются лучше после — изучение языков показывает, что если нагрузить задачами по теме сразу после темы, а потом её редко вспоминать, толку не будет, а головная боль, даже если условная, и отвращение от числа одинаковых задач — будут). И во-вторых чтобы она успела быть объяснена. Ну тут как бы и объяснять должно быть нечего: выводим формулу, иллюстрируем параболками и ещё чем-нибудь, может быть приводим формулу к более удобоваримому для запоминания вида и даём задание запомнить лишь этот вид и всё, ну и метод выделения полного квадрата можно как-то проиллюстрировать тоже — что мы надеемся получить, делая такие преобразования и сякие.

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 18:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
30/12/24
12599
Один мой знакомый математик под большим секретом сообщил, что из таблицы умножения помнит только диагональ, а остальное досчитывает. Чтобы несколько поднять его самооценку, я в ответ раскрыл не менее страшную тайну, что формулу корней квадратного уравнения я тоже давно не помню, а каждый раз дополняю до полного квадрата :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Есть ли в этом списке ненужные предметы?
Сообщение05.04.2020, 18:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5073
fred1996, Вы, наверно, слышали что-то про ЕГЭ. Так вот, в ЕГЭ по математике на сегодня 19 заданий. Разумеется, на разные темы. Но, как минимум, в трёх-четырёх из них (а иногда в большем числе задач) "всплывают" квадратные уравнения. В качестве, так сказать, подзадачи. Это может быть задача на движение, на поиск экстремума функции, тригонометрическое уравнение, логарифмическое неравенство, "банковская" задача, иногда что-то ещё... Очень хорошо, когда решение вспомогательных квадратных уравнений протекает легко, не оттягивая на себя слишком много внимания и сил. А вот когда ученик мучительно решает квадратное уравнение с большими коэффициентами, он вполне может к концу решения этой подзадачи забыть об исходном вопросе и, облегчённо вздохнув, написать ответ... к сожалению, неправильный. Потому что он просто недорешал. Я такое наблюдал существенно более одного раза. В общем, я за то, чтобы такие вещи, как решение квадратных уравнений, выполнялись легко и непринуждённо. Тогда можно их решать, не упуская из виду основной цели задания. Вот как-то так.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 66 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group