2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Детская задачка
Сообщение03.11.2019, 21:37 
Аватара пользователя


15/04/15
1578
Калининград
Так, для потехи.
Жили-были тетя Маша с дядей Пашей, счетоводом-любителем. Как-то раз звонит Паша Маше и молвит голосом человеческим:
- Не смогу я сегодня отведать пирогов твоих горячих. Вызвали меня срочно на пленум животноводов-дояров.
- Ну, и как ты сейчас далеко от меня?- нащупав скалку, спрашивает Маша.
- В 35 раз дальше, чем был в 16 раз ближе к вокзалу, что в 25 километрах.
Помогите тете Маше по-доброму ответить дяде Паше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение03.11.2019, 21:48 


05/09/16
12070
42?

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение03.11.2019, 22:18 
Аватара пользователя


15/04/15
1578
Калининград
Как у вас так получилось?

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение04.11.2019, 09:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
ну если в простейшем случае, на пальцах, то считовод удрал на 250-750 км, в зависимости от того как там он пошёл или поехал. Можно геометрически на плоскости порешать, но мне 42 больше нравится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение04.11.2019, 10:48 
Аватара пользователя


15/04/15
1578
Калининград
Я, конечно, не страдаю ни ханжеством, ни перфекционизмом, не против использования вкусовых и экстралингвистических факторов в решении математических задач, но чтобы ответ "42" мне понравился больше, чем указанный вами интервал, он должен быть хоть как-то обоснован.

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение04.11.2019, 11:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Вот Вы в мaтематической задаче используете фольклорные элементы, а постановка допускает интерпретации. Я утром попытался без бумажки и немного уехал. Вот пришёл с ручкой и тетрадочкой, нагулявшийся и голодный. Попробую изложить. Вокзалы, поезда, траектории отметём. О них ничего полезного не сказано.
Есть две постоянные точки А и В. И две подвижные точки Х и У.
Известно: $R(A,B)=25; R(A,X)=35R(A,Y);R(B,X)=16R(B,Y).$
Добавим неравенства треугольника и вперёд. :?:
Надо бы подумать об аналитической геометрии.
Утром я порассуждал о простейшем случае на прямой.
Но и системой двух уравнений получается. Пусть
$R(A,X)=x;R(A,Y)=y; R(B,X)=|x+a|;R(B,Y)=|y+b|;$
$|a|,|b|\leqslant 25;x,y\geqslant 0.$
$x=35y; |x+a|=16|y+b|\Rightarrow$
$|x+a|=16|x/35+b|;x+|x+a|\geqslant 25;x/35+|x+a|/16\geqslant 25.$

Ну возьмём частные случаи на прямой.
$a=-25;b=-25 \Rightarrow x=291.(6);y=8.(3)$ Это считовод пошёл на станцию, через восемь км посидел на пенёчке, прошёл ещё семнадцать км и поехал дальше.
$a=25;b=25 \Rightarrow x=690;y=19$ Это считовод пошёл не на станцию, через девятнадцать км посидел на пенёчке, прошёл ещё шестьсот семьдесят км завяз в болоте и позвонил.
Есть и промежуточные варианты, когда дорога налево сворачивает. Эллипсом пахнет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение04.11.2019, 14:42 
Аватара пользователя


15/04/15
1578
Калининград
gris
Женской хитрости и коварства, а возможно, еще и недальновидности, мне не занимать. С коэффициентами и отрезками в 8км. и 17км. вы разобрались верно. Но "...от меня ?" подразумевало нахождение вокзала в том месте, где у вас пенек, а "...,что в 25 км." - промежуточную станцию. Поэтому система есть, но результат маленько не такой.
gris в сообщении #1423892 писал(а):
Есть и промежуточные варианты, когда дорога налево сворачивает.

Это интересно. Ведь в задаче не уточняется, что искать: пройденный путь или вектор перемещения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение04.11.2019, 15:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Если честно, то я хотел интерпретацию, при которой счетовод бы сидел за печкой и доедал пироги. Ну а так непонятно: где имение, и где вокзал, а где пенёк. Что понимать под расстоянием. Дети более догадливы, конечно. Им не привыкать к загадкам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение04.11.2019, 19:34 
Аватара пользователя


07/01/16
1612
Аязьма
PETIKANTROP в сообщении #1423798 писал(а):
В 35 раз дальше, чем был в 16 раз ближе к вокзалу, что в 25 километрах
Раз наверное двадцать пытался распарсить, и не могу :oops: От кого до кого 25 км? Что значит "дальше, чем был ближе"?

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение04.11.2019, 20:43 
Аватара пользователя


15/04/15
1578
Калининград
waxtep в сообщении #1424003 писал(а):
От кого до кого 25 км? Что значит "дальше, чем был ближе"?

gris раскрыл ведь уже интригу.
Начнем с конца.
Когда Паша находился в 25 километрах от Маши, это было в 16 раз ближе к вокзалу по пути от Маши до Паши. А сейчас Паша находится в 35 раз дальше, чем от Маши до вокзала.

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение04.11.2019, 21:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А интрига в том, что в задаче не требуется найти расстояние, а только помочь Маше ответить Паше по-доброму. Ведь услышав от него этакую фразу, она сразу всё поймёт.
Мой ответ: "Пашечка, ложись баиньки, не пей больше, счетоводик ты мой."

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение04.11.2019, 21:45 
Аватара пользователя


07/01/16
1612
Аязьма
Текст gris я тоже не смог осознать; в эти дни я, видимо, совсем тупенький, потому что по-прежнему не уверен в как минимум двух моментах:
PETIKANTROP в сообщении #1424007 писал(а):
это было в 16 раз ближе к вокзалу
ближе чем что? Т.е. от Паши до Маши было $25$ км, а от Паши до вокзала в $16$ раз меньше, иными словами, $25/16$ км?
PETIKANTROP в сообщении #1424007 писал(а):
Паша находится в 35 раз дальше
дальше от чего? Т.е. сейчас от Паши до Маши в $35$ раз дальше, чем от Маши до вокзала?
Ну, тогда смело предположив неподвижность Маши и особенно вокзала, без учета кривизны поверхности Земли, получим $875\pm54,6875$ км, - скалка потребуется дальнобойная, баллистическая!

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение06.11.2019, 16:54 


02/04/18
240
Вообще получается так: поместим т. Машу в начало координат, а вокзал - в точку (1, 0). (переопределим единицы измерения, если что) Без ограничения общности можно полагать, что все действие происходит в верхней полуплоскости.

Рассмотрим начальное положение д. Паши - на окружности с центром в начале координат и радиусом $r$. От вокзала он может в таком случае находиться на расстоянии $\left\lvert r-1\right\rvert <d<r+1$.
Конечное его положение, в трактовке gris - на окружности с радуисом $R=N_1r$, но не в любой точке, а внутри кольца $N_2\left\lvert r-1\right\rvert <D<N_2(r+1)$.
Для каждой точки расстояние до вокзала определено как начальное, так и конечное - это уже окружности, поэтому преобразование взаимно-однозначное.

Условие перекрытия, естественно, это выполнение неравенства $\left\lvert R-1\right\rvert <D<R+1$.
Ну, то есть, получаем два неравенства:
$N_2\left\lvert r-1\right\rvert<N_1r+1$
$\left\lvert N_1r-1\right\rvert<N_2(r+1)$

При "очень маленьком" начальном радиусе имеем невыполнимое первое неравенство:
$N_2<1$
Поэтому существует минимальный начальный радиус:
$N_2-1=(N_1+N_2)r$
При этом д.Паша сперва находился ровно между т. Машей и вокзалом (конкретно, на расстоянии 5/17), а потом прошмыгнул мимо нее и очутился все на той же прямой, но позади ее, ускакав аж на 175/17 в отрицательные абсциссы.
При чуть большем радиусе д. Паше "позволяется" стартовать из точек не только на оси абсцисс, но и слегка отстоящей от нее.

Пропустим единичный радиус пока.

Наоборот, при "очень большом" начальном радиусе должно выполняться одновременно:
$N_2r<N_1r$
$N_1r<N_2r$
Что тоже недостижимо при любых коэффициентах. Предельный радиус:
$(N_1-N_2)r<N_2+1$
Здесь наоборот, уже т. Маша находилась между д. Пашей и вокзалом (а тот был от нее на расстоянии 17/19), а потом тот проскочил и т. Машу, и вокзал, устремившись до координаты 595/19.

Собственно, далее должно быть вычисление образующих ГМТ начального положения д. Паши. Их должно быть две, обе соединяют точки (5/17, 0) и (-595/19, 0). В общем случае: $(\frac{N_2-1}{N_1+N_2}, 0); (-\frac{N_2+1}{N_1-N_2}, 0)$
Поскольку тригонометрические функции тянутся за всем, то образующие ожидаются эллипсами с одинаковой продольной полуосью. И вот между ними (эллипсами) и находился д. Паша изначально. Это ГМТ гомоморфится в аналогичное, только с выворачиванием, так что д. Паша снова находится внутри серповидной фигуры.

Однако в задаче не требуется точное вычисление ГМТ, а нужно помочь т. Маше с репликой. Ну что же, можно порекомендовать ей убрать скалку обратно на полку, но посулить д. Паше применение... да-да, того самого серпа.

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение06.11.2019, 18:15 
Аватара пользователя


27/02/12
3895

(Оффтоп)

PETIKANTROP в сообщении #1423798 писал(а):
Вызвали меня срочно на пленум животноводов-дояров.

А вот интересно - если бы вызвали на пленум почвоведов - правильный ответ был бы другой?

 Профиль  
                  
 
 Re: Детская задачка
Сообщение06.11.2019, 21:52 
Аватара пользователя


15/04/15
1578
Калининград
miflin в сообщении #1424380 писал(а):

(Оффтоп)

PETIKANTROP в сообщении #1423798 писал(а):
Вызвали меня срочно на пленум животноводов-дояров.

А вот интересно - если бы вызвали на пленум почвоведов - правильный ответ был бы другой?

угу. Вошел бы в поле несвободных векторов.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу 1, 2  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group