Но ведь должны быть какие-то общие штуки, типа причинно-следственность, и должны быть качественные отличия одного способа от другого. Ибо я тоже могу что-то сочинить и сказать это математика!
(Надеюсь я понимаю в чём вопрос.) Ну например формализм А можно «смоделировать» средствами формализма Б и наоборот — тогда если в одном из них можно что-то выразить, то и в другом можно. И разумеется будут отличия, как минимум синтаксические. И из-за устройства человеческой головы разные, хоть и эквивалентные представления чего-нибудь часто могут давать разное для понимания.
А если вы сочините что-то переносимое (если им будет пользоваться кто-то другой, он получит в конечном итоге ровно те же результаты) и опишете достаточно человечно, то можете говорить, что это математика. Правда если у этого не будет достаточной связи с остальной математикой, скорее всего никому это не будет интересно; а если это будет притом чем-то, что уже известно, но просто изложено так, что на первый взгляд этого не заметно, то скорее всего люди будут ругаться, да. Но большей частью по не непосредственно математическим причинам.
Ага! Это Вы значит провели легкую аналогию между точками и множествами!
Про ациклический граф уже сказали, а я добавлю, что тут аналогия не какая-то специфическая, а просто это объекты теории (те вещи, которые подразумеваются возможными значениями переменных в её высказываниях). В теории множеств объекты — множества (и бывают ещё какие-нибудь другие, но множества там есть всегда), в элементарной геометрии — точки и прямые (и плоскости иногда). Соответственно, утверждения о существовании будут тогда в теории множеств говорить о существовании множеств, а в геометрии — точек и прямых.
Посмотрю эту гамильтонову штуку
И найдёте не то, потому что я говорил про Гильберта. Вообще аксиоматизаций элементарной геометрии есть немало, его просто достаточно известна и часто излагается на естественном языке, в отличие от например аксиоматики Тарского.
А в чем тогда эти точки размещаются? Как можно говорить о двух каких-то вещах если они размещены "ни в чем". Или это "не что", это то о чем мы говорим когда есть аксиома: "между двумя несовпадающими точками на прямой найдётся ещё одна", то есть в самой аксиоме скрыто вот это "нечто" что назвали "универсальным"? Но как тогда определить что точки совпадают? Еще одна аксиома? Брр... Это слишком абстрактно, даже для меня.
Вот тут уже нельзя будет говорить о вещах без упоминания языка, а я не очень готов вам объяснять про это.
Во-первых, нам просто не обязательно говорить, «где» «размещаются» объекты теории. Язык теории даёт нам делать некоторые утверждения об этих объектах, которые мы сочли нужными уметь им выразить, и для, скажем, доказательства признаков равенства треугольника не нужно знать таких вещей. А если мы начнём их вводить, то скорее всего они никак не увяжутся с тем, что уже было.
О совпадении (равенстве; внимание, когда в школе говорят «треугольники равны», обычно понимается конгруэнтность — возможность перевести одну фигуру в другую движением плоскости) тоже говорят аксиомы, но обычно равенство одних вещей связывается с равенством других, и в задачах некоторые равенства мы постулируем. Плюс включаются ещё и логические аксиомы равенства, не специфические для теории. Однако о равенстве вещей тоже говорить не обязательно и бывают теории, в язык которых равенство не входит.
Для неформального же использования равенства хватает определения, приписываемого Лейбницу: две вещи равны тогда и только тогда, когда какое угодно высказывание об одной эквивалентно такому же высказыванию о другой.
Это слишком абстрактно, даже для меня.
Ну, это математика, в ней всё должно быть описано в точности, а вы к этому ещё не привыкли как следует. Кроме того вы задались неподъёмным вопросом, который притом для понимания математики почти в любом смысле слова «понимание» и не нужен. Основания математики, reverse mathematics, логика — это всё отдельная область, глубокая и непосредственно не связанная с другими. Тот багаж умений, который должен быть у математика, не имеет к этой области оснований и формализаций прямого отношения.
Имеет ли понятие "формально" связь с понятием "абстрактно" в данном плане?
«Формально» это значит на наиболее точном, детальном и низком уровне, таком, операции на котором достаточно просто точно алгоритмизировать и доверить например компьютеру или какому угодно человеку, согласившемуся действовать в рамках каких-то точно описанных достаточно простых правил. А абстрактность вы вообще, по-моему, понимаете превратно, частью как синоним диванософии (псевдофилософских переливаний слов в непринуждённой обстановке, рефлексируемых часто как что-то более важное). Абстрактное, грубо говоря, это то, у чего много частных случаев. Здесь трудно давать определения, потому что нужно сначала получить понимание на примерах. Коническое сечение абстрактнее чем эллипс, который абстрактнее чем окружность, которая абстрактнее чем единичная окружность. Утверждение о конических сечениях автоматически даст и утверждение об окружностях, но есть утверждения об окружностях, неверные для произвольного конического сечения.
То есть мы создаем некие правила логической связи значков...
Да, это одна из возможностей и целей математики — говорить только о тех соотношениях/свойствах/etc., которые интересно, отделяя от всего возможного остального. Это и достигается описанием того, что можно с чем делать, и для этого в принципе не обязательны основания в смысле той же теории множеств. Внутриматематическое отношение к этому, конечно, шире и интереснее, но сначала надо научиться плавать, а потом уже надевать акваланг.
Это наверное связано с ациклическими графами, окей, посмотрю, если что не пойму совсем, то спрошу.
Вообще графы не нужно привлекать чтобы объяснить это. Но теория графов описывает упомянутую сторону явления в чистом виде. (Вот это тоже иллюстрация и того, что такое абстракция, и вопроса оснований. Только у меня нет надежды, что вы не начнёте придумывать лишние связи вместо того чтобы увидеть простую и прямую.)
И тут ничего в принципе нельзя добавить: если мы хотим с чего-то начинать, мы не можем постоянно сводить одно к другому, тут никакое чтение о графах, по-моему, ничего прозрачнее не сделает. Надо сначала научиться останавливаться.
-- Ср июл 24, 2019 21:41:39 --но сначала надо научиться плавать, а потом уже надевать акваланг
И, продолжая эту аллегорию, чтобы научиться плавать, надо сначала войти в воду. Ходить для этого вокруг озера и смотреть по сторонам и, например, рассматривать пляж в микроскоп, не поможет. Ну может единицам, но те единицы в таком положении почему-то никогда не оказываются, они переплывают Ла-Манш к тому моменту.
-- Ср июл 24, 2019 21:44:30 --frostyshИ ещё раз напомню вам сначала вчитаться, потом разобраться, действительно ли у вас были те вопросы, которые вам казались, насколько они были отвечены, почитать конкретную литературу о конкретных вещах, потом вернуться к своим неоформленным вопросам и сделать из них что-то компактное и спросить наконец так, чтобы по возможности не требовался предыдущий контекст. Тогда это может быть и будет продуктивным. А на пространные вопросы эффективных ответов вы получить не сможете, это вообще невозможно.
-- Ср июл 24, 2019 21:45:59 --И плюс к этому ещё раз напомню, что скорее всего вам
не нужно пытаться разобраться в основаниях математики. Без всяких аллегорий. У вас недостаточно опыта, чтобы понять те вопросы, которые они изучают.