Последний раз редактировалось scwec 05.04.2019, 16:28, всего редактировалось 6 раз(а).
О предпочтениях. Вот что пишет Генрих Нейгауз - непререкаемый авторитет отечественной школы пианизма. "Всем известны примеры крайней нетерпимости крупных композиторов к некоторым своим собратьям, творческий путь которых им противоположен. Мы знаем, что Шопен не выносил финала Пятой симфонии Бетховена и не одобрял Шуберта, упрекая его в том, что мы теперь назвали бы "натурализмом", что Чайковский очень резко отзывался о Брамсе, что Прокофьев и Шостакович не любили (мягко говоря) Скрябина; что Скрябин сам в последние свои годы дошел до полного музыкального солипсизма (ценил только кое-что в Шопене и Вагнере, как подступах к собственной музыке); что Вагнер, когда ему принесли только что появившийся "Requiem" Брамса, гневно бросил его на пол; что Рахманинов в разговоре с Артуром Рубинштейном сказал: "Музыка, собственно, после Шумана и Чайковского кончилась"; что Дебюсси или Стравинский (а возможно оба) сказали, будто бы Бетховен был несомненно великим человеком, но вряд ли музыкантом и т.д. и т.п. ad infinitum". Та же картина по поводу музыкальных произведений. Гилельс, который был одним из лучших исполнителей фортепианных концертов Бетховена и Брамса, признался, что считает фортепианный концерт Шумана лучшим концертом в мире. Когда Горовицу было 22 года, он с большим напором говорил, как любит Моцарта и Шумана и как не любит Бетховена. Со временем взгляды Горовица существенно изменились. Рихтер по неясным причинам долго избегал исполнять Шопена, хотя был всеядным исполнителем, а в музыкальной среде сформировалось мнение, что Шопен не его композитор. В репертуаре Клиберна долгое время из фортепианных концертов были только 1-й концерт Чайковского и 3-й концерт Рахманинова и ничего другого. Предпочтения композиторов и исполнителей передаются широкой публике и в какой-то степени формируют общественное мнение. Но общественное мнение формируется и музыкальными критиками, музыковедами, журналистами, пишущими на музыкальные темы, музыкальными педагогами, литераторами, другими служителями музыки и искусства, а также просто любителями музыки и, конечно, радиовещанием и телевидением. Но, поскольку в настоящее время в сети имеется много информации о музыке, а также есть многочисленные записи музыкальных произведений (в.т.ч.фортепианных концертов) в разных исполнениях, то любитель музыки может предмет любви выбрать сам, руководствуясь своими склонностями, соображениями и сложившимися обстоятельствами. Сколько людей - столько и мнений.
Что касается 3-го фортепианного концерта Рахманинова, то впервые я услышал его в исполнении Клиберна. И это исполнение стало для меня лучшим, если не считать авторского исполнения. Послушайте их, а также исполнение Горовица. Все три исполнения разительно отличаются друг от друга. Что интересно, современные пианисты Мацуев, Березовский и другие, по стилю ближе к Клиберну, а Горовиц ближе к Рахманинову. Это касается и темпа и особенно исполнения каденции (когда фортепиано солирует, а оркестр молчит). Не зря Нейгауз мне говорил (когда я прослушивался у него в школьные годы), что теперь, возможно, так и будут исполнять (как Клиберн). Не надо, конечно, забывать и о роли оркестра и дирижера. Они не последние в фортепианном концерте, а равноправные партнёры, если, конечно, солист даст им такую возможность. Великие это понимали и давали оркестру проявить себя. Надо сказать, что в сети имеются записи известных пианистов, которые при исполнении 3-го концерта придерживаются канонического стиля (Горовица). А это, по-моему, напрасно, поскольку у самого Горовица исполнения часто сильно отличаются друг от друга. И надо быть Горовицем, чтобы ему соответствовать. Кстати, Нейгауз, перечисляя крупнейших действующих в то время пианистов 20 века, назвал Гизекинга, Горовица, Артура Рубинштейна, Р. Казадезюса, Петри, Кл. Аррау, а из более молодых Гилельса, Рихтера, Бенедетти Микеланджели, Гульда. Конечно, Рихтеру он уделял самое большое внимание, ведь он был его любимый ученик (кстати, и Гилельс был его учеником). Сам Рахманинов исполнял свои фортепианные концерты, в т.ч. и третий, в очень быстром темпе, но как-то сдерживая чувства, как будто не давая развернуться всей своей мощи, а ведь он-то и был, видимо, пианист № 1 прошедшего века.
|