Т.е. Вы хотите сказать, что соединение обкладок выравняет потенциал и не приведет к перераспределению заряда?
Угусь.
Упражнение. Рассмотрите потенциалы всех четырёх обкладок конденсаторов за мгновение до того, как вы соединили
-обкладку одного конденсатора с
-обкладкой другого конденсатора. Распределение зарядов считайте интуитивно очевидным - все (почти все) на обкладках, на проводах ничего (их ёмкость мала).
Но ведь потенциал можно рассматривать как сумму потенциалов, созданных точечными зарядами на обкладках конденсаторов.
Можно, но пока вы только меняете заряды туда-сюда, но не шевелите проводящие тела в пространстве. Как только вы начинаете что-то механически двигать - у вас начинают плыть и потенциалы. Потому что у всего есть разные взаимные ёмкости.
Если распределение заряда на обкладках не меняется, то и потенциал меняться не должен, разве нет?
НЕТ!!! Вот это как раз кажется интуитивно очевидным, но нет.
Я не школьник и не студент, я школьный учитель, мне нужно как-то объяснить прежде всего самому себе, почему заряд не переходит. Желательно без уравнений Лагранжа и Пуассона.
Я бы советовал так:
- разобраться "для себя" на уровне нормальной вузовской теории. Взаимные ёмкости, уравнения Лапласа и Пуассона.
- потом искать способы перевести этот анализ и объяснения на школьный уровень. Сначала на уровень силовых линий, так как он рассказан "на пальцах" в
Зильбермане (вот крайне, крайне рекомендую эту книжку! Кроме того, добавлю
Фейнмановские лекции по физике, электромагнетизм - это выпуски 5 и 6
Парселл. Электричество и магнетизм. Из серии "Берклиевские учебники по физике".)
- и потом уже, если получится, опустить это на уровень школьного учебника, и тех скудных вещей, которые в нём упомянуты. Сильным ученикам можно рассказать более подробную картину.
-- 28.05.2019 23:15:47 --В общем, две базовые ситуации, которые надо рассмотреть, такие: