4. Хочу избавить свой мозг от геометрических ассоциаций, чтобы по-настоящему почувствовать универсальность, общность этих понятий.
Хм. Боюсь, это не лучший выбор и/или противоречивое желание, или мы по-разному понимаем геометрические ассоциации. В одном смысле геометрические объекты это что-то более приятное, чем какие-то координатные определения или конкретные построения «в числах», когда они могут быть нужны только для доказательств существования и как универсальный инструмент, используемый, когда всё остальное не сработало.
В другом смысле геометрические ассоциации, в смысле ассоциаций с теми понятиями, которые диктует нам устройство нашего мозга и окружения, — это крайне полезный инструмент для возникновения понимания, потому что голова человека весьма ограничена, учится не в любых условиях и сознательно скрупулёзно чем-то манипулировать ей всегда не очень легко и лень, а эти вещи в ней уже есть; опираться на то, что уже известно, голове как раз всегда приятно. Недаром есть метафора «оснований» областей знаний с основаниями зданий.
Например, представлять функцию не как график, а как 2 множества
Хм, уместнее говорить, что функция — это три множества (график, область определения и область значений) или что функция — одно множество (вот эта тройка, ну или может быть пара, если пренебречь симметрией ради неизбыточности). (График — это подмножество декартова произведения первой области на вторую.)
Меня больше волнует вопрос, какую ассоциацию имеют профессионалы, когда говорят о пределе функции в точке. Как Вы представляете это самый предел?
Это немножко ошибочный вопрос, потому что весь смак в том, что представления, когда человек готов сказать, что он понимает, обычно не передаваемы через слова в некотором смысле эффективно; принимающему всё равно придётся сделать достаточно много — и будет выглядеть это в оптимальном случае ну может быть лишь чуть лучше, чем современное обучение. Это часть устройства мозга; характеризует понимание, ну скажем, лёгкость обращения с вещью. А сознание — это тяжёлый микроскоп (и молоткостроительный станок), оно нужно только для формирования того, что там будет.
Хорошей аналогией будет таблица умножения, хотя её принято не «понимать», а «знать», но творится в голове то же: сначала вы получаете откуда-то кучу примеров, возможно выводя самостоятельно (из аксиом ли, пересчитывая ли прямоугольником расположенные штуки), потом вы применяя эти примеры добиваетесь их попадания в долгосрочную память, притом в том виде, в котором они извлекаются из неё когда надо. Всё, вы построили машину. Правда на этот раз весьма простую и однозадачную — «понимание тензоров», к примеру, должно выглядеть как что-то более сложное, хотя тут есть плюс в том, что к тому моменту, когда о нём задумываешься, в распоряжении уже куча других машинок, которые пойдут в ход при построении этой.