Список литературы по философии давно мною предъявлен в соответствующей теме в гуманитарном разделе. Кстати, если вы не знаете содержание данной презумпции, то может сперва стоит узнать про что она, а уже потом обсуждать её?
Если, по-вашему, презумпция равна указанному списку литературы, то что-либо аргументировать ей не имеет смысла. По крайней мере в условиях нынешнего обсуждения ни за какой разумный срок рассмотреть такой объёмный аргумент не получится. Аналогично не получится установить, знаете ли её вы сами или знаю ли её я. Есть у вас выход из этого тупика?
Моё предложение такое — вы на свой страх и риск сокращаете презумпцию до размеров поста, а я вам показываю, что наличие у познания пределов она не отменяет.
В том то и проблема, что религия на самом деле ни разу не форма познания. Ну и вообще религия не дает ответы по существу, а лишь создает приятную иллюзию знания и понимания.
На каком основании вы считаете, что религия — это не форма познания? И что значит — «не даёт ответы по существу»? С точки зрения науки философия, например, тоже не даёт ответов «по существу». Выходит, есть только наука и всё?
На самом деле у ответов разных форм познания просто разное «существо», потому что это
разные формы познания, а не одна.
Религия описывает бытие мира и человека в самом общем и важном, за счёт авторитета бога и возможности вечной жизни, способствуя выбору субъектом просоциального направления поведения, что особенно важно в условиях малого опыта, неизвестности и важных решений, когда выбор невозможно сделать рационально. Философия описывает мир на более конкретном уровне и потому позволяет выстроить поведение точнее, но применима только в областях, где есть достаточно знаний для построения рационального вывода. Наука описывает конкретные явления и в результате даёт самые точные на нынешний момент предсказания, но только если есть возможность построить конкретную проверяемую гипотезу.
И так как все формы познания работают на разном масштабе, то в целом они минимум не противоречат, а максимум дополняют друг друга. Из-за чего, например, религиозность никому ещё не мешала заниматься наукой.
Если же вы считаете, что элементы религии слишком надуманные, то общий критерий истинности знания — это его способность повышать качество жизни, так как какова реальность «на самом деле» мы не знаем, и кроме как на свои ощущения нам ориентироваться не на что. Этому общему критерию истинности соответствует и бог, и электрон. По крайней мере до тех пор, пока эти сущности не вступят в противоречие с идеей, которая будет повышать качество жизни лучше. Пока в своих границах применимости ни бог, ни электрон таких противников не встретили. Поэтому сама по себе «надуманность» или «ответы не по существу» — против религии не аргумент.
Ой, я бы начал с еще более базового. Вселенная* ни как не могла быть сотворена. Сотворено могло быть то, чего в какой-то момент времени не было, но вселенная была всегда, ибо само время – внутреннее по отношению к ней качество.
В теме уже было: причина всего — часть всего, и потому причина всего не имеет смысла. Это ещё больше «опровергает» акт творения, чем частное: «время — внутренне по отношению ко всему качество». По отношению ко всему, всё — внутренне качество. Поэтому объект «всё» попросту не имеет смысла, его нельзя выделить из чего-то, потому что кроме него ничего нет. Только это всё равно не проясняет вопрос, почему что-то есть или как оно есть «на самом деле». Однозначный ответ на этот вопрос возможен только если понять всё — но всё понять нельзя, всё не имеет смысла. Как следствие, на «всё» могут быть разные точки зрения, вплоть до противоположных.