Вавилон-17...нельзя всё-таки проспойлерить? В теге оффтопа — и пусть открывают на свой риск (я открою). Тем более что не нужно пересказывать подробно, можно попробовать описать парой слов, и тогда если кто-то после такого будет читать, наверняка ничего не будет испорчено.
Сюжет этот спойлер не раскрывает, поэтому процитирую немного.
И все же краешком мозга успела подумать: «Если он не знает слова „я“, то как же он поймет слово „мы“?
<...>
К тому же, мне было приятно, что я... она запнулась. — Вы знаете, кто это «я»?
Он покачал головой.
<...>
— Послушайте, мы с вами разговариваем — мы будем с вами много и долго говорить, но сначала я должна вас научить... — она запнулась. — Я должна кое-чему вас научить.
— Чему же?
— Насчет «вы» и «я». Вы слышите эти слова по сто раз на день. Разве вы никогда не задумывались, что они означают?
— Зачем? Большинство вещей понятно и без них.
<...>
Ну что ж, ваши речевые образы должны основываться на вашем прежнем языке, или вы узнали бы о «я» и «вы», просто услышав новые слова.
— Почему эти звуки должны что-нибудь обозначать?
— Вы задаете вопрос, на который я не могу ответить, потому что вы не знаете значения этих слов!
— Нет, — недовольство исказило его голос. — Нет. Существует ответ. Слова ответа должны быть простыми — вот и все.
— Батчер, существуют определенные понятия, обозначаемые словами. Если вы не знаете слова, вы не сможете уразуметь понятия. А если у вас нет понимания, то нет и ответа.
— Слово «вы» трижды, так? Все еще ничего неясного, значит «вы» не имеет значения.
Она вздохнула.
— Это потому, что я использовала это слово фактически, по обычаю, без опоры на его реальный смысл — просто как речевой оборот. Послушайте, я задала вам вопрос, на который вы не смогли ответить.
Батчер нахмурился.
— Понимаете, вы можете уловить смысл этих слов, вдумываясь в то, что я говорю. Лучший способ изучить язык — слушать его. Так слушайте. Когда вы, — она указала на него, — говорите мне, — она указала на себя. «Знать, какие корабли должны быть уничтожены, и они уничтожены. Теперь идти вниз по Языку Дракона», вы дважды ударили кулаком, — она коснулась его левой руки, — себя в грудь, — она поднесла его кулак к груди. — Кулак пытался сказать что-то... А если бы вы использовали слово «я», вам не нужно было бы ударять себя в грудь. Вы хотели сказать вот что: «Вы знали, какие корабли нужно уничтожить, и я их уничтожил. Вы хотите идти вниз по Языку Дракона, и я поведу “Тарик” вниз по Языку Дракона».
Батчер снова нахмурился.
— Да, кулак что-то говорит.
— Разве вы не видите, что иногда вы хотите что-то сказать, но не имеете слова, обозначающего вашу идею? Вначале было слово. Пока что-то не названо, оно не существует. Но это существование необходимо мозгу, иначе вы не били бы себя в грудь или кулаком в ладонь. Мозг жаждет этого слова. И позвольте мне научить вас.
P. S. Первая глава второй части содержит интересный физико-астрономический "эксперимент" с шариками.
P. P. S. Вавилон-17 написан 23-летним автором.
-- 28.02.2019, 22:34 --Есть (или была
) интересная дискуссия (в среде лингвистов, в том числе) по поводу синего цвета. Есть (или было) мнение, что поскольку в зафиксированных древних текстах обозначение этого цвета отсутствует, то и цвет этот начали люди видеть относительно недавно (примерно с начала н.э.). Это прямо таки чистый Сепир-Уорф.
Эту тему лет пять тому обсуждали на одном классическом форуме, там достаточно объёмно, желающие могут ознакомиться, начиная
отсюда.