Английские сюиты Баха — шесть клавирных произведений, для которых справедливо всё, сказанное выше о партитах. Вместе с тем цикл этот заметно отличается от партит — особое внимание уделено сложному переплетению голосов-мелодий (Schulenberg, pp. 279—280 и далее). Стоит в этой связи отметить начало пятой сюиты, где всё связано и переплетено особо сложным и хитроумным способом; слушание "среднего внимания" (тем более, поверхностное) здесь совершенно неприемлемо (будет восприниматься как музыкальный шум), вслушавшись же с особым вниманием (и не с первого раза), можно получить вполне сильный "музыкально-трансцендентальный" опыт. Но такие сверхсложности — единичны, в основном всё достаточно свободно воспринимается, чему свидетельством — две премии
Grammy двум записям Английских сюит (см. далее).
Исполнения предлагаются также (см. партиты) совершенно разные и в каждом исполнении есть своя особенность, позволяющая взглянуть на музыку иначе.
Фортепиано (
Piano)
Murray Perahia (1997—98) — запись получила премию
Grammy за 1998 год (
41st Annual). Если выбирать для ознакомления с Английскими сюитами только одну запись — то это исполнение подходит вполне. Стиль исполнения — умеренно-энергичный. Начало шестой сюиты — поистине магнетизирующее (сложности пятой сюиты в шестой отсутствуют). Общая длительность два часа с небольшим.
Bach English Suites — Perahia, 1997—98 (Piano)То же исполнение — в двух плейлистах, подисково:
Bach English Suites 1, 3, 6 — Perahia, 1997 (Piano)Bach English Suites 2, 4, 5 — Perahia, 1998 (Piano)То же исполнение, размещённое не плейлистом, а одной записью (и двумя, подисково):
Bach English Suites — Perahia, 1997—98 (Piano) (
также)
Bach English Suites 1, 3, 6 — Perahia, 1997 (Piano)Bach English Suites 2, 4, 5 — Perahia, 1998 (Piano)Murray Perahia о Бахе (телепередача, 30 минут, English)
Robert Levin (1999) — запись включена в многодисковое собрание записей
Bach Hanssler Edition Bachakademie. Исполнение это немного быстрее исполнения Перайи (хотя по длительности почти одинаковое) и не такое выраженно-энергичное. Общая длительность два часа с небольшим.
Bach English Suites — Levin, 1999 (Piano) (
также) (
диск 1,
диск 2)
Glenn Gould (1971—76) — всемирно известный мастер "полифонического образа" (разные голоса-мелодии выделены очень отчётливо и ясно), фрагмент его записи Баха включён в
Voyager Golden Record как один из примеров музыки Земли. Темп исполнения заметно быстрый, слушать сложнее. Общая длительность около двух часов.
Сказанное выше об особом состоянии слушания начала пятой сюиты относится к этой записи в первую очередь (см. также ниже про исполнение
Christophe Rousset на клавесине).
Bach English Suites — Gould, 1971—76 (Piano)Wolfgang Rubsam (1995) — особый исполнитель (записал также
полностью органные произведения Баха:
плейлист). Исполнение медленное, скорее медлительно-медитативное. Общая длительность два часа и почти сорок минут.
Bach English Suites 1, 2, 3 — Rubsam, 1995 (Piano)Bach English Suites 4, 5, 6 — Rubsam, 1995 (Piano)То же:
диск 1 (
также),
диск 2 (
также).
Andras Schiff (1988) — запись получила премию
Grammy за 1989 год (
32nd Annual). Ещё одна ранняя запись Шиффа (аналогично партитам; есть ещё видеозапись 2003 года), не такая лиричная, как запись партит пятью годами ранее, что вызвано в том числе и особо-полифоническим характером этих сюит: "Andras Schiff's elucidation of the counterpoint is unrivaled, not even by harpsichordists with rigorous musicological background.",
см.; вместе с тем исполнение по-шиффовски деликатное. Общая длительность около двух часов десяти минут.
Bach English Suites — Schiff, 1988 (Piano)Концертная видеозапись 2003 года — зал полон, очень много зрителей и на сцене. Перед исполнением каждой сюиты А. Шифф "представляет" её (эти фрагменты записано отдельно) — кратко рассказывает о произведении, его структуре, показывает (кратко играет) ключевые места. В шестой сюите Бах записал свою подпись — ноты
B A C H — А. Шифф рассказывает об этом, показывает местоположение этих нот, играет фрагмент сюиты с этими нотами, выделяя их. В исполнении в этих местах также появляется графическое изображение нот
B A C H.
Bach English Suites — Schiff, 2003 (Piano, Video Live) — исполнение полностью (одна запись, не плейлист), без фрагментов-представлений. Немного быстрее и энергичнее ранней записи сюит, но не такое энергичное, как поздняя запись партит в 2007 году (см. выше). Длительность два часа.
Представление каждой сюиты (отдельный фрагмент) и её исполнение:
Bach English Suite 1 in A, BWV 806, Schiff, 2003:
Introduction and
Performance.
Bach English Suite 2 a minor, BWV 807, Schiff, 2003:
Introduction and
Performance.
Bach English Suite 3 g minor, BWV 808, Schiff, 2003:
Introduction and
Performance.
Bach English Suite 4 in F, BWV 809, Schiff, 2003:
Introduction and
Performance.
Bach English Suite 5 e minor, BWV 810, Schiff, 2003:
Introduction and
Performance.
Bach English Suite 6 d minor, BWV 811, Schiff, 2003:
Introduction and
Performance.
Andras Schiff о Бахе (телепередача, 30 минут, English)
Piano P. S. Говоря об исполнениях музыки Баха на фортепиано, непременно следует отметить прекрасные записи канадской (как
Glenn Gould) пианистки
Angela Hewitt, записавшей, пожалуй, все клавирные произведения Баха, а также специальный видеокурс по исполнению Баха. Angela Hewitt выбрала для исполнения рояль "особого звучания"
Fazioli.
К сожалению, найти на YouTube её записей Баха не удалось, есть лишь
совсем немного разрозненного и раннего, это запись 1985 года "по мотивам" только что полученного
первого места в International Bach Piano Competition в Toronto. Есть также
ранняя запись некоторых концертов Баха (1987, CBC Vancouver Orchestra) — до полной австралийской записи (2005, Australian Chamber Orchestra; высшие рекомендации;
2006 Gramophone "Artist of the Year") ещё много лет.
Piano P. P. S. Стоит также отметить полную запись клавирных произведений Баха нидерландским пианистом и специалистом по Баху
Ivo Janssen — двадцатидисковый комплект записей издан самим музыкантом посредством специально для этого созданной VOID Classics. Исполнения также замечательные и внимательные к деталям.
Из
отзывов с Amazon:
"Speaking of the English Suites, I was very glad to hear that Mr. Janssen was careful to perform both Courantes and Doubles, with repeats, in the first suite. Most performers usually abbreviate the performance by cutting repeats or mashing-up the second Courante and it's two doubles."
"On keyboard Bach, I find that Janssen is a photo finish with Perahia, but both both of them finish second to Schiff."
"English suites where I'd put him near the top with Perahia and mostly ahead of Schiff"
Записи эти на YouTube
присутствуют.
Bach English Suites — Janssen, 2000 (Piano) — длительность 2:17:59
Bach Partitas — Janssen, 2001 (Piano) — длительность 2:23:51
Клавесин (
Harpsichord,
Cembalo,
Clavecin,
Clavicembalo)
Английские сюиты на клавесине слушать технически (музыкально)
сложно, особо полифоническая их направленность и особенности игры на клавесине и его звука — тому причиной.
Вместе с тем есть ряд исполнений, старающихся по возможности приблизить эту музыку, которой уже
300 лет, к неподготовленному слушателю. Нет, музыка не упрощается, звучат все ноты. Выбор инструмента и темпа исполнения, вместе с мастерством музыканта — вот и всё, что используется. Одно из таких исполнений есть на YouTube.
Исполнение
Blandine Rannou на клавесине (2003) — достаточно медленное и отчётливое, инструмент тонкозвучащий, без суховатости в звуке; приятное в целом впечатление, возникающее с первой ноты. Общая длительность два с половиной часа.
Bach English Suites — Rannou, 2003 (Harpsichord)Или (другое издание той же записи):
Bach English Suites — Rannou, 2003 (Harpsichord)Исполнение
Carole Cerasi на клавесине (2005) найти на YouTube не удалось. Запись также рекомендуется начинающим слушателям. Общая длительность два часа двадцать минут.
Также рекомендуется начинающим слушателям исполнение
Kenneth Gilbert на клавесине (1981). Звук инструмента немного суховат (самую малость), но запись сделана звукотехнически качественно и исполнение очень хорошее. Так как запись сделана давно, то отзывов на неё в интернете масса, отзывов восторженных (увы, некоторые форумы с обширными и длительными обсуждениями остались лишь в веб-архивах). Общая длительность два часа с небольшим.
Исполнение
Christophe Rousset на клавесине (2003) — совершенно не для начинающих. Быстрый темп, энергично, чётко и точно. Высокий класс. Некий музыкальный
High-End. И это всё неспроста — и темп и энергичность; сказанное выше о начале пятой сюиты (музыкально-трансцендентальное состояние) применимо здесь, пожалуй, ко всему исполнению. Но вслушаться, встроиться —
очень сложно и стоит возникнуть малейшей помехе — снаружи ли что, мысль ли возникнет — мгновенно теряется нить (а их, мелодий-нитей, там много) и остаётся только громкий шум. Общая длительность два часа с минутами.
Bach English Suite 1 in A, BWV 806, Rousset, 2003 (Harpsichord)Bach English Suite 2 a minor, BWV 807, Rousset, 2003 (Harpsichord)Bach English Suite 3 g minor, BWV 808, Rousset, 2003 (Harpsichord)Bach English Suite 4 in F, BWV 809, Rousset, 2003 (Harpsichord) (
также)
Bach English Suite 5 e minor, BWV 810, Rousset, 2003 (Harpsichord)Bach English Suite 6 d minor, BWV 811, Rousset, 2003 (Harpsichord)//