Если не сложно, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Они ведь простые. Или нет?
Слишком сумбурно, сложно ответить.
Начинаете меня "экзаменовать".
Я просто пытаюсь понять, что вы понимаете. Функционал - это ведь тоже функция. Традиционно, это функция из пространства функций в пространство скаляров.
В данном случае у нас функционал - это функция, которая берёт траекторию, а получает число.
Я примеры привел, как я это понимаю. Вы же не привели никаких примеров.
Munin предложил поглядеть хорошую аналогию (из которой исторически и появилось понятие действия - история там на самом деле запутанная, и детали я толком не знаю и вникать не вижу смысла) - принцип наименьшего пути Ферма. Свет выбирает кратчайший путь между двумя точками (на самом деле не просто кратчайший, а стационарный, но с этим вы и сами разберётесь).
То есть, у нас есть среда (неоднородная), и мы хотим выяснить, как в ней полетит свет. Свет из одной точки в другую может полететь по прямой, по какому-нибудь коническому сечению или любой другой возможной кривой. Однако из всех кривых, соединяющих две точки, получается, что свет летит по такой, что его путь из одной точки в другую будет минимален. Функционал в данном случае - оптическая длина пути, или время прохождения (различаются только коэффициентом скорости света). Каждой траектории мы можем сопоставить число - время, за которое свет преодолеет эту траектория. Вычисляется это число интегрированием по этой траектории (берём маленький кусочек траектории, умножаем его длину на коэффициент преломления в этом кусочке траектории (ещё делим на скорость света, но это уже можно опустить, если мы не конкретно время вычисляем), и так по всему пути - в пределе интегрируем). Затем сравниваем полученные числа всех возможных (бесконечное количество) траекторий света между двумя точками, и выбираем ту траектория, для которой оптический путь, или время прохождения, минимален. Именно по такой траектории и будет лететь свет. Исходя из этого принципа мы можем вычислить движение света в любой среде при любых начальных условиях.
Оказывается этот принцип можно применить и к классической механике. Мы берём тело в поле тяжести, например, и пытаемся выяснить, какое у него будет движение, чтобы оно попало из одной точки в другую. Может оно будет двигаться между ними равномерно, может будет хитро ускоряться на разных участках траектории, и т.д. Берём все возможные траектории, вычисляем действие для каждой из них (в случае света действием у нас было время прохождения по всей траектории, в случае тела это интеграл Лагранжиана по времени вдоль траектории) и из всех траекторий выбираем только ту, действие для которой самое маленькое.
Осталось только выяснить, как именно вычислять "действие" (какую функцию от траектории придумать), чтобы она давала в результате правильные уравнения движения (Ньютона).