"Фишка" у Раушенбаха в том, что те картины (художественные), которые мы воспринимаем как "естественные" с точки зрения отражения глубины сцены перспективой, не являются линейными проекциями. Если вы не читали, весьма рекомендую, "откроете для себя много нового", как принято говорить.
Честно говоря, я много картины не смотрел. Понимаю, что если вокруг картины ходят, и раз она обычно занимает небольшую часть поля зрения, отклонения от линейной перспективы могут сделать её более естественно выглядящей.
Особо задорные случаи, на мой взгляд, это обратная перспектива, которой не должно быть в силу строения зрительного аппарата, но иногда восприятие именно таково.
Плюс в одной из книжек Раушенбах рассматривает аксонометрию, которую мы частенько видим например на иконах и объясняет что и как.
Так аксонометрия же обычно на чертежах, а обратная перспектива как раз на некотором классе икон. И не уверен, что можно говорить о том, что восприятие может быть (иногда) в каком-то смысле ближе к обратной перспективе, чем к прямой (как, в принципе, и наоборот). Не знаю, как там зрительные ощущения организуются в голове, но вряд ли даже при дереализации можно о таком говорить.
(Кстати, обратная перспектива — это геометрически та же прямая, просто рисуются задние части объектов и они стоят между экраном и зрачком камеры, а не перед ним. Физически она, конечно, невероятной не перестаёт быть — просто интересный факт.)
Как я понимаю, прирассматривании поле зрения сужается, т.е. происходит что-то вроде "цифрового зума", и рассматриваемые объекты становятся видны под бОльшим углом.
Это явно проявляется например если вы видите перед собой в 200 километрах Эльбрус, ясно видите какой он громадный, но на фото получаете пшик в виде смешного маленького холмика с двумя вершинками.
Видимо, мешает отсутствие естественного фона, внимание концентрируется в рамках картины и производит что-то хитрое сродни иллюзии Луны? Если заснять побольше окружения, а потом также напечатать всё покрупнее (и смотреть с небольших значений в единицах d — так же, как смотрели бы на исходную «нереалистичную» фотографию, занимающую теперь только центр этой большой), должно быть лучше. Но такое пока редко делают.
Вот популярность 360° панорам и устройств, дающих их посмотреть, поворачивая голову, увеличится — должно будет стать совсем хорошо.