Добрый день, хотелось бы обсудить одно интересно наблюдение, которое может иметь отношение к принципиальным пределам научного знания. Суть очень проста: каждый ученый продвигая науку вперед, увеличивает объем знаний, доступных человечеству. Каждый новый человек приходящий в мир - не знает ничего, таким образом каждому новому поколению приходится выучивать для дальнейшего продвижения. Таким образом с каждым новым поколением все больше времени уходит на учебу и все меньше на открытия, а в пределе получим тот факт, что человек уже не успеет ничего создать за свою жизнь, как уже вынужден будет отойти в мир иной.
В качестве иллюстрации хочу предложить неидеальную модель (которая передает суть, но в количественном смысле просто ужасна):
Будем рассматривать область изученного как некий круг радиуса
, пусть продолжительность жизни среднего человека есть
, а скорость учебы
, скорость создания чего-то нового будем обозначать буквой
. Также интерес представляет область специализации, которая в нашем модели может быть задана углом
, в котором будет происходить изучение нашего абстрактного ученого. Тогда можно записать простенький диффур, который описывает процесс обучения, как процесс роста площади сектора в круге:
Интегрируя последнее уравнение:
Где
- время выхода на границу с непознанным, тогда если положить это время равным длине жизни, можно выразить меру специализации среднего ученого через радиус области уже изученного:
, что качественно показывает что с ростом объема знаний снижается степень специализации, причем зависимость обратно пропорциональная (в двухмерной модели объем знаний - площадь круга, которая выражается через квадрат радиуса. Если бы модель была n-мерной, то угол заменился бы на аналог телесного угла, в знаменателе стоял бы радиус в n-той степени)
Вообще модель не слишком корректна, правильней было бы смотреть на некий граф, который расширяется когда кто-то добредает до граничной вершины, и смотреть зависимость его радиуса от времени, но это сложнее и для дискуссии не обязательно. Данная модель не учитывает рост скорости обучения и исследования в зависимости от накопленных знаний, а также рост средней продолжительности жизни, если например положить
, то в моей формуле вышло бы, что
, однако в жизни мы видим, что
, так как область специализации становится все уже. Стало быть позитивные факторы прогресса не успевают скомпенсировать рост границы, а значит каждое следующее поколение вынуждено все уже специализироваться, чтобы суметь достичь границы, в пределе область специализации станет нулевой, что будет означать невозможность выйти за границы круга за всю свою жизнь.