2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Этический материализм
Сообщение28.05.2008, 13:48 
Заблокирован


26/03/07

2412
asttrader
Вт Май 27, 2008 12:00:05
Цитата:
предлагаю перенести обсуждение этого материала в отдельную тему - скажем, "Этический материализм". Будем думать, рассуждать и анализировать без смешения разных материй.


Просим извинить за вынужденно большой объем сообщения.

Этический материализм

I. Теорема о добре и зле

Она звучит так :
Добро и зло, идентифицирующая их совесть, генерируемая ею нравственность абсолютны и инвариантны.

Абсолютны, т.е. не относительны – не могут ни при каких обстоятельствах конвертироваться друг в друга.

Инвариантны, т.е. их понимание не зависит ни от чего : от времени, места, социальных условий, происхождения, убеждений, образования и т.д..

Вышеприведенное утверждение названо теоремой, хотя обычно рассуждения в философии не принято ограничивать какими-то жесткими рамками. Но, ввиду возможных приложений данной модели для рекомендаций по выходу из цивилизационного кризиса, в который все более неотвратимо затягивается сейчас общество, и который грозит опасностью самоуничтожения нынешней цивилизации в нравственной, экологической, ядерной катастрофах, постараемся максимально убедительно обосновать его, привлекая результаты из других разделов науки и стараясь соблюдать требования, присущие доказательству.

Эта теорема входит в базис новой философии т.н. этического материализма в качестве второй из трех составляющих *** :

1. Философский постулат : единичное равно всеобщему.

2. Этический постулат : добро и зло абсолютны и инвариантны.

3. Логический постулат : все, что противоречит совести, ложь.

*** В самом этическом материализме эта теорема квалифицируется как постулат.

Дадим определения данных понятий. Параллельно приведем семантику озвучивающих их слов, чтобы было видно, что изначальный внутренний категорийный (ядерный) смысл самих слов совпадает (максимально коррелирует) с их истинными функциональными значениями.

ДОБРО – все, что ведет к существованию мира и к решению стоящей перед ним задачи («делающее всеобщим повторение начала»).
ЗЛО – все, что ведет к уничтожению мира и к невыполнению стоящей перед ним задачи («ограничивающее вместилище»).
СОВЕСТЬ – единый для всех индикатор добра и зла и генератор нравственности («всеобщая весть»; «совместное поведение»).
ЭТИКА (НРАВСТВЕННОСТЬ) – характер, нрав человека («это дух»).

Здесь возникают вопросы :
- Почему добро семантически – повторение начала?
- Почему внутренний смысл слова зло – положителен?
- Совесть – весть о чем?

Есть еще один источник информации по этому вопросу – Библия. В религии совесть как автоматический, данный нам от природы различитель добра и зла замещается верой, заповедями, законом Божьим. И, тем не менее, есть, пожалуй, единственное место в Писании, где упомянута совесть как эквивалент закона – в послании ап. Павла римлянам, излишне полагавшимся на то, что у них есть закон и считавшим это достаточным (Рим. 2:14,15) :
«Ибо язычники, не имеющие закона, по природе законное делают. Они сами себе закон, они показывают, что дело закона написано у них в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую».
Весьма авторитетное свидетельство главенства совести над законом, не так ли.

Чтобы понять верность данных выше определений добра и зла необходимо прежде всего выстроить иерархию базовых категорий этического материализма.

II. Аксиоматика базовых категорий

ЕДИНИЧНОЕ – элемент множества, включающий все множество («значение, данное в начале»).
ВСЕОБЩЕЕ – множество, являющееся множеством всех множеств и одновременно элементом множества и множества всех множеств («все основное, накрывающее все части»).
МИР – всеобщее, снабженное этикой («рождающий повторением начала»). Т.е. мир – это все. В том числе, и ничто.
МАТЕРИЯ – реализация мира («рождающая»). Не имеет альтернативы. Если что-то существует, то оно материально. Т.е. это новое, более фундаментальное определение материи, чем, скажем, в диалектическом материализме.

Материальность означает лишь факт существования, больше ничего – никакой дихотомии, типа : бытие и сознание, материальное и идеальное, материя и дух, – это все состояния материи. Одновременно внутреннее значение слова материя вскрывает её основное свойство – рождающая (англ. matter – mother). Т.е. материя каждым своим движением рождает новое. И обратно : появление этого нового есть проявление движения.
ВСЕЛЕННАЯ – единица мира, - все объекты, образующие почти замкнутое пространство («все земли»).
ПРОСТРАНСТВО – геометрическое отображение материи («связь всех объектов»). Новое в данном определении по сравнению с классическим в том, что пространство – отнюдь не вместилище материи, не форма существования материи (диалектический материализм : материя существует в пространстве и движется во времени), а есть сама материя.
ВРЕМЯ – геометрическое отображение жизни («вращающее»). Это – принципиально, качественно новое определение данной категории в рамках этического материализма – фактически мост, связывающий материю с жизнью, вводящий этику в философию, а жизнь – в физику и математику.
ЖИЗНЬ – замыкание циклов («живое всеобъемлющее начало») – свойство материи повторять себя, т.е. рождать себе подобное (и одновременно новое, т.е. не сводящееся к старому и не являющееся суперпозицией старого).

Здесь следует отметить функционально общее между временем – «вращающее» - и жизнью – повторяющее себя : то и другое определяет периодический (повторяющийся) процесс, благодаря которому существуют и объекты, и пространство, и вселенная, и материя, и, следовательно, мир как таковой.
Именно это функциональное слияние позволяет в рамках этического материализма высказать новое предложение о том, что на самом простом уровне осмысления природы все базовые категории сливаются, вырождаются в одну :

Материя = пространству = времени = жизни.

На более высоких уровнях возникающее их различие связано с необходимостью описания с разных сторон одного и того же.
Здесь также может возникнуть неясный момент – почему все же время – «вращающее» (ВРЕМЯ = ВРАТА = ВЕРЕТЕНО = ВОРОТ = ...). Ведь именно это явилось главным основанием для появления идеи о тесной связи самого факта наличия мира (т.е. его материальности) и жизни, а также идеи о вырождении базовых категорий.
Данное свойство времени, удивительным образом заложенное в само озвучивающее её слово, обосновывается в этическом материализме путем привлечения представлений о пространстве-времени общей теории относительности (ОТО). Самое интересное, что это возможно только с помощью ОТО. Если это так, то уже данного результата достаточно, чтобы подвергнуть критическому переосмыслению фундамент канонической науки и понять оперативность новых результатов этического материализма для решения актуальной задачи о возникновении жизни на Земле, человеческой цивилизации и её роли в природе.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – единица вселенной, разумное сообщество, обладающее языком, этикой и зоной ответственности («это свобода и ограничение для человека»).
ЧЕЛОВЕК – единица цивилизации – разумное существо, имеющее язык, совесть и положительную цель жизни («существо, реализующее работу разума за время жизни») : рожать, созидать, помогать, охранять.

Становится понятным, почему на некоторых языках сознание отождествляется с совестью : получение знаний о жизни предполагает творческую, созидательную работу разума, которая по своей сути может быть только нравственной, т.е. направляется, контролируется совестью.

III. Логика доказательства

1) Существование любых объектов в пространстве и их движение во времени означает наличие у них сохраняющейся формы (структуры), а их прогресс – усложнение её (общепринятое представление).
2) Каждое почти стационарное состояние – это (почти) периодическое состояние, т.е. возвращает его почти в себя через некоторый промежуток времени – совершает цикл.
3) Это воспроизводство себя (тем более, «расширенное») в условиях хаотизации (трения, диссипации, столкновений, излучения, … – синонимы) требует совершения определенной целенаправленной работы по преобразованию системы – для замыкания циклов.

К примеру, то что обязательно необходимо для существования : восполнение энергии из внешнего источника для компенсации потерь из-за трения; подача её в систему в такие моменты времени и в такие места, которые соответствуют восстановлению формы (и даже её модернизации); обеспечение устойчивости данного процесса относительно малых возмущений параметров системы; своевременная замена «отработавших деталей» новыми и т.д.. Формально, чисто математически, поведение таких саморегулирующихся систем называется нелинейным (нелинейной называется система, способная рождать новое. Состояние такой системы не сводится к суперпозиции предыдущих состояний) и описывается нелинейными уравнениями.

4) Но замыкание циклов – это свойство, положенное в определение жизни. Отсюда следует простой и неизбежный вывод : существование любых объектов возможно благодаря жизни – разумной, целенаправленной, упорядочивающей деятельности. А так как эта деятельность носит созидательный, творческий характер, нужный для самосовершенствования систем (увеличения порядка), то и нравственная.

Таким образом, мы приходим к важному новому представлению : мир существует благодаря разумной созидающей нравственной жизни.

Деление мира на живой и неживой, как и на материальный и идеальный, оказывается чисто условным, сильно упрощенным представлением, работающим лишь при решении простейших задач.

5) Можно продвинуться еще дальше. Если учесть, во-первых, что проблема существования является универсальной (стоит для любого объекта) и поэтому жизнь обязана играть фундаментальную роль в мире, во-вторых, учесть базовую аксиому о равенстве единичного и всеобщего, то можно высказать еще более универсальное предложение :

Мир материален, вся материя живая, все живое разумно и все разумное – нравственно.

Таким образом, категории жизни и нравственности выходят на первый план в проблеме существования мира. Это та грань, которая отделяет новую философию этического материализма от других моделей.

Придание свойства жизни любым материальным объектам лишь на первый взгляд, бытовой точки зрения абсурдно, противоречит наблюдаемой реальности. Скажем, электрон – какой он живой? Казалось бы, «бездушный объект», «грубоматериальный», «созданный природой», «подчиняющийся объективным законам» (квантовой электродинамики).

Но уже здесь возникают вопросы, которые молчаливо игнорируются, либо решаются религиозным путем (творения всего и придания всему нравственного смысла Богом. Так вера, честно признавая наличие верхней грани человеческих представлений о мире, приводит в равновесие чувства и мысли человека и создает нравственную опору нашей жизни) : откуда взялся этот мир, почему именно такие закономерности определяют его поведение, как обеспечивается стационарность и устойчивость его объектов в условиях хаотизации, как из «неживой» химии возникает «живая» клетка, наконец, для чего все это существует – в чем цель мира?

Идея все живое – это шаг вперед в состоянии сознания человека. Так почему электрон – живой? Логика такова. То, что мы живые, вокруг нас, в локальной окрестности, все движется и существует благодаря жизни (дома, транспорт, города, биосфера, кислород, почва, вода, …), это очевидно. Исходя из замечательной фундаментальной идеи об аналитичности (локальное содержит все сведения о глобальном, так что локальное может быть «продолжено» на всю систему в целом и «расширено» до глобального), которая играет важную роль в математике, из которой следует вывод об универсальности, одинаковости всего («что здесь, то и там» - древнейшая идея), можно придти к мысли, что раз у нас так, то и в любой окрестности любой точки вселенной это так, следовательно, по крайней мере наша вселенная существует благодаря жизни, ее созидательной охраняющей деятельности.

Далее мы обращаемся к теореме о единстве (микромир тождественен макромиру), доказательство которой базируется на анализе точного решения уравнений общей теории относительности, из которого следует, что электрон и вселенная – это один объект искривленного пространства-времени, рассматриваемый лишь «снаружи» и «изнутри» соответственно. Т.е. внутри элементарной частицы – вселенная, а наша вселенная снаружи выглядит как весьма малая «элементарная» частица – узкая горловина в пространстве-времени. Красивый, строгий результат, который и завершает доказательство «живости» электрона.

6) Цель существования мира не известна никому. Надо честно признать, что она находится за верхней гранью. Единственное, что мы можем сказать, и это не противоречит совести, что задача, стоящая перед ним :
- важная,
- трудная,
- положительная, -
следовательно, нравственная. Это – область добра.

Теперь становится прозрачной семантика самого слова добро – «делающее всеобщим повторение начала», которая, если исходить из представления о том, что все слова языка функционально точны и отражают смысл озвучиваемых ими объектов (следствие из теоремы о языке), уже сама является вкладом в доказательством теоремы об этике.

Так как задача обеспечения существования мира и способствования решению стоящей перед ним задачи должна решаться вне зависимости от уровня нашего понимания реальности, следовательно, у нас должен быть автоматический, не зависящий ни от чего механизм реализации нашего предназначения и оценки реальности. Это совесть. Семантика слова также подтверждает верность данного результата : «весть (знание) о всеобщем».

7) Далее. Жизнь – «не простая штука». Ей сопутствует смерть, убийство, разрушение, ложь, разврат, обман и т.п. Следовательно,
- существование мира является проблемой,
- мир не завершен.
Следовательно, существуют силы, не заинтересованные в существовании мира и в решении им его задачи. Эти силы по определению необходимо базируются на антиэтике и их установкой является уничтожение мира. Это – область зла.

В такой постановке данное абсолютное самодостаточное зло (которому для своей идентификации вовсе не требуется добро как противоположность) невозможно определить как «нехватку добра». Это зло – не недостатки, не ошибки, не несовершенство, за которыми оно может только прятаться, выдавать себя за них и требовать по этой причине своего права на существование.

Следовательно, чтобы быть эффективным, найти себе исполнителей среди людей, задача своей легитимизации в природе и в обществе становится для него и его носителей самой, пожалуй, актуальной. Косвенным свидетельством этому может служить тот печальный факт, что данной задаче легитимизации зла : представлению его противоположным, равноправным добру, более того, относительным («для кого зло, а для кого и добро»), могущим конвертироваться в добро, - посвящены значительные усилия предшествующей философии, этики, литературы – «гуманитарных» разделов науки.

В качестве примера можно привести высказывание основоположника марксизма и его теоретической основы – диалектического материализма (Ф.Энгельс, «Антидюринг») : «Представление о добре и зле так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто просто противоречили одно другому».

Вообще не существует ни одного примера, который бы опровергал утверждение об абсолютности понятий добра и зла. Не может зло быть добром, а добро – злом. Любые «наглядные» примеры из жизни оказываются спекулятивными при их аккуратном рассмотрении.

8) Т.к. семантика слова зло положительна – оно имеет положительный изначальный внутренний смысл («ограничивающее вместилище»), следовательно, зло – привнесено извне, является внешним, чуждым миру явлением. Не принадлежит человеку, цивилизации, вселенной, миру как таковому. Это принципиальный результат. Он позволяет с помощью этического критерия различить и отделить носителей зла от носителей добра – поставить им нравственный барьер.

Так как в языке вообще нет базовых слов с отрицательным внутренним смыслом, следовательно, придание ряду слов отрицательного внешнего значения является результатом деформации слов извне.

9) Так как у зла в принципе нет и не может быть положительных аргументов, оправдывающих его существование и его цель, следовательно, оно изначально вынуждено лгать, т.е. является ничтожным в этическом плане. Но подчас эффективным, т.к. действует на поле обмана и лжи, где люди, заряженные на решение только положительных задач существования мира, оказываются беспомощными.

10) Совесть не нужна, даже вредна в «естественном отборе», в процессе эволюции, в которой «выживает сильнейший» (хитрейший, подлейший). Следовательно, ее наличие у человека является свидетельством невозможности случайного происхождения разумной жизни на Земле в эволюционном процессе – из хаоса.

Есть и более формальное доказательство невозможности возникновения жизни и усложнения ее форм и функций ни в каком случайном процессе – теорема о порядке : в случайном процессе порядок нарастать не может. Для знакомых с синергетикой заметим, что условия доказательства теоремы таковы, что не помогут здесь никакие ссылки на «неравновесность процессов», ни на «открытость систем», ни на забавное : «природа упаковывает энтропию в ящики».
Альтернативой же случайности является детерминированность, целенаправленность, регулируемость процессов, что, как выше обосновано, является проявлением разумной нравственной деятельности. Именно она является первопричиной всех наблюдаемых в природе периодических, саморегулирующихся и самосовершенствующихся процессов.

IV. Легитимизация и релятивизация зла

Следствием кропотливой многовековой работы по легитимизации зла в обществе являются бытовые легкомысленные представления о добре и зле :
- У каждого совесть своя.
- То, что для одних добро, для других зло.
В первом случае действия против совести подменяются на индивидуальность совести, либо на отсутствие совести. Каждый человек, совершающий действие против совести, знает об этом. Во втором добро и зло пытаются оценить не в рамках нравственности, которая у всех одна и та же, а с помощью морали - правил поведения и оценки действий - которая принята в какой-то среде и расходится, в силу слабости людей, нечеловеческих условий, с нравственностью. Например, людей можно убедить в справедливости следующих идеологем : «кому война, кому мать родна», «войны – санитары человечества», «хорошо то, что полезно для партии», "деньги не пахнут" и т.п..

Для легитимизации зла, чтобы утвердить в сознании людей его равноправие с добром, даже необходимость, такую, что без нее и добра бы не было, очень подходит второй закон диалектики о единстве и борьбе противоположностей : зло едино с добром и дихотомично ему, это два противоположных одинаковых по величине свойства одного и того же. Чтобы в этом убедить людей, используются наглядные примеры противоположных свойств нейтральных к этике физических явлений : плюс – минус, жара – холод и т.п.. Провокационность данного приема очевидна. Задумайтесь, что здесь внедряется в сознание : ложь едина с правдой, рождение едино с убийством, любовь – с «собачьим сексом», созидание - с разрушением …

Немного другой оттенок имеют аргументы, отсылающие сомневающегося к Богу и к вечности бытия. Все создано Богом. Следовательно, зло имеет значение (воспитательное, обучающее, наказывающее). Зло, совершаемое над людьми в этой жизни, есть наказание за прошлые грехи (реинкарнационные, в частности). Личность вечна, следовательно, убивается лишь тело – живите и радуйтесь жизни …
Все это неправда, очевидно. Об этом говорит совесть. Зло ничтожно и не дихотомично добру : не альтернатива ему, не противоположность. Т.е. они не сравнимы и не являются различными частями чего-то общего, как «адвокаты зла» пытаются представить их взаимоотношение.


В качестве дополнительных аргументов справедливости данного утверждения можно привести, например, такие наблюдения :

- Добро – созидательно, зло – разрушительно. Так как мир существует, следовательно, добра намного больше, чем зла.

- Зло – паразитично по определению, оно мимикрирует на добре. Следовательно, чтобы зло существовало, добра должно быть намного больше, чем зла.
- Разрушать, убивать, лгать, развращать намного проще, чем созидать, рожать, любить, помогать. Следовательно, носители зла не могут быть умнее носителей добра – они примитивны и лживы (здесь можно вспомнить Писание : «Дьявол – лжец и отец лжи»).

Распознать их можно только с помощью этического критерия : все, что противоречит совести, ложь. Сеющие зло – не принадлежат народам, религиям, государствам. Чтобы они потеряли свою эффективность, достаточно каждому человеку идентифицировать их в своем сознании . Тогда у реализаторов зла исчезнут социальная поддержка и исполнители – два необходимых условия любых античеловеческих акций. Войны прекратятся.

Заключение

Старые философские модели не только не смогли уберечь человечество от реальной опасности самоуничтожения в глобальных нравственной, экологической и ядерной катастрофах уже в ближайшее время, но и внесли вклад в обоснование кризиса цивилизации. Их общая трагическая ошибка – легитимизация зла в мире и в обществе. Именно это представление об обыденности, естественности, объективности, закономерности любых его проявлений привело к автоматически поддерживающемуся и нарастающему до конца массовому взаимоистреблению людей вне зависимости от убеждений и структуры общества.

Цель новой философии, в базис которой входит данная теорема об этике – дать простую и надежную защиту от агрессии, откуда бы она ни исходила, вне зависимости от уровня нашего понимания или непонимания реальности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Этический материализм
Сообщение29.05.2008, 11:11 


24/05/08
53
Ознакомился - пока бегло, естественно...
Очень, очень интересно! Примите мои искренние поздравления за глубоко и, на первый пока взгляд, довольно основательно продуманную концепцию и приведенные аргументы (прошу прощения за то, что пока применяю термины "концепция", а не "теория", и "аргументы", а не "доказательства"! Вещь серьезная - и требует к себе САМОГО серьезного отношения).
Первые впечатления (только пока впечатления, а не анализ):
Смысловое пространство концепции очень хорошо (значительно выше среднего уровня новых работ) сбалансировано, что, несомненно, свидетельствует об очень тщательно проведенной работе. Это пространство практически гладкое, но все же имеет ощутимые (не сильно, справедливости ради надо отметить, но все же...) колебания в своей смысловой топологии (это как аналог складок или неровностей на двухмерной проверхности). Эти "неровности" требуется убрать - хотя бы потому, что в смысловом плане концепция, ПО ПЕРВОМУ ВПЕЧАТЛЕНИЮ - ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ.
Еще раз мои поздравления. Буду думать - такой уровень работы требует уважения и не подразумевает никакой легковесной поспешности и недостаточно обоснованных высказываний.

 Профиль  
                  
 
 Привходящее соображение
Сообщение29.05.2008, 17:24 


24/05/08
53
Вы пишете, что аксиома о добре и зле
Цитата:
Эта теорема об этике названа аксиомой о добре и зле не потому, что она недоказуема и её можно принять только на веру, а наоборот, потому, что она настолько очевидна, что её доказательство не требуется нормальному человеку
.
Во-первых, Вы сами замечаете, что эта аксиома, собственно говоря, аксиомой не является, а является, наоборот, теоремой. Что, кстати, с философской точки зрения совершенно верно.
Во-вторых, Вы говорите о том, что имеющуюся теорему доказывать вовсе необязательно. Почему? Потому что, мол, это доказательство не требуется «нормальному» человеку. Согласитесь, весьма спорное утверждение для начала научного анализа. Видимо, тогда я не являюсь «нормальным» в Вашем понятийном пространстве человеком, поскольку мне-то как раз требуется таковое доказательство. Если концепция претендует на звание «теории», то необходимо скрупулезное доказательство всех без исключения ее аспектов. В том числе (и даже, пожалуй, в первую очередь) – доказательство обоснованности используемой аксиоматической базы. Это вовсе не упрек, но, согласитесь, в попытках научного анализа стиль агиток мало применим… Он оправдан и, более того - необходим только на стадии популяризации какой-либо теории, а, как мне видится, до этого еще далековато.
Поэтому у меня возникает вопрос: как именно и в каком именно формате Вам видится обсуждение Вашей концепции? Если это все же будет научное обсуждение (кстати – с единственной целью с моей стороны; а именно - сделать Вашу концепцию приемлемой для серьезной научной общественности), то давайте оставим эмоциональную экспрессию в стороне. Если же Вы предполагаете обмен именно агитками, то, я подозреваю, что никакого сколько-либо серьезного и непредвзятого обсуждения просто не получится. Ну – хотя бы потому, что Вы всегда имеете возможность в любой момент апеллировать к крайне сомнительному утверждению, что такое-то положение (например, приведенная выше цитата) не надо доказывать вовсе, потому что, мол, «нормальному» человеку и так все ясно…
С наилучшими пожеланиями.

 Профиль  
                  
 
 Re: Привходящее соображение
Сообщение29.05.2008, 18:15 
Заблокирован


26/03/07

2412
asttrader писал(а):
как именно и в каком именно формате Вам видится обсуждение Вашей концепции? Если это все же будет научное обсуждение (кстати – с единственной целью с моей стороны; а именно - сделать Вашу концепцию приемлемой для серьезной научной общественности), то давайте оставим эмоциональную экспрессию в стороне.


Конечно оставим все эмоции. Лучшее - дискуссия по правилам научного семинара. Спасибо за замечание. Текст сейчас будет исправлен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Привходящее соображение
Сообщение30.05.2008, 09:02 


24/05/08
53
Цитата:
I. Теорема о добре и зле

Она звучит так :
Добро и зло, идентифицирующая их совесть, генерируемая ею нравственность абсолютны и инвариантны.

Абсолютны, т.е. не относительны – не могут ни при каких обстоятельствах конвертироваться друг в друга.

Инвариантны, т.е. их понимание не зависит ни от чего : от времени, места, социальных условий, происхождения, убеждений, образования и т.д..

Вышеприведенное утверждение названо теоремой, хотя обычно рассуждения в философии не принято ограничивать какими-то жесткими рамками. Но, ввиду возможных приложений данной модели для рекомендаций по выходу из цивилизационного кризиса, в который все более неотвратимо затягивается сейчас общество, и который грозит опасностью самоуничтожения нынешней цивилизации в нравственной, экологической, ядерной катастрофах, постараемся максимально убедительно обосновать его, привлекая результаты из других разделов науки и стараясь соблюдать требования, присущие доказательству.

Эта теорема входит в базис новой философии т.н. этического материализма в качестве второй из трех составляющих *** :

1. Философский постулат : единичное равно всеобщему.

2. Этический постулат : добро и зло абсолютны и инвариантны.

3. Логический постулат : все, что противоречит совести, ложь.

*** В самом этическом материализме эта теорема квалифицируется как постулат.

Отлично. К такой форме никаких претензий нет - и быть не может.
Очень приятно, что разговор предполагается конструктивным!

 Профиль  
                  
 
 Этический постулат
Сообщение30.05.2008, 12:38 


24/05/08
53
То, что концепция этического материализма (везде в дальнейшем – ЭМ) в качестве определения имеет термин «этический» - это, на мой взгляд, очень важно. Особенно в связи с известными и верно упоминаемыми Вами кризисными симптомами современности. Собственно говоря, эта кризисная симптоматика и заставляет обращать особое внимание на этические проблемы, одновременно ставя перед этикой такие задачи, трудность которых не следует ни в коем случае недооценивать. Ну, хотя бы потому, что сам по себе упомянутый кризис во многом связан именно с потерей какого-то очень важного, а м.б. - решающего звена в процессе (эволюционного?) развития человечества. Швейцер, напр., прямо говорит о том, что этим «потерянным звеном» является именно этическое начало, общее для всего человечества. Вроде бы – бесспорное утверждение, так? Но оказывается, что далеко не для всех мыслителей это так. Лиотар, напр., замечает, что поиск этического единства приведет к тоталитаризму, аргументируя это положение тем, что современный мир раздроблен, фрагментарен и многозначен – с чем тоже особо не поспоришь, и, следовательно, эту точку зрения также приходится учитывать (особенно учитывая глубочайшую общую связь между философией и сознанием per se (см. понимание философии у Мамардашвили), и критику современного доминирующего понимания сознания в свете работ Хайдеггера и Витгенштейна).
Именно в связи с этой предельно кратко и фрагментарно, естественно, обрисованной ситуацией и возникло насущное требование поиска чего-то нового в этической философии. Примерно (и в самом первом приближении) ситуация тут обстоит так же, как с классической физикой на пороге появления ТО. Иными словами, для разрешения возникшей объективной ситуации в этической философии требуется построение своего рода «неклассической модели».
На первый взгляд, Вы предлагаете именно такую «неклассическую модель», некоторыми из элементов (смысловых) которой являются:
1. абсолютность (в приведенном Вами смысле) категорий «добро» и «зло»;
2. их инвариантность (тоже в приведенном Вами смысле),
которые вместе составляют этический постулат.
Ну что же, постулировать или нет то или иное положение – это дело автора. В конце концов, Кант тоже многое постулировал – и ничего. Но постулирование (в отличие от строгого доказательства, раз и навсегда расставляющего все точки над i) не защищает определенное таким образом положение (высказывание) от критического анализа. И в этом – уязвимость применения метода постулирования, которое обычно применяется только в крайних случаях и, замечу, обоснованно (напр., введение постулата вызвано объективными рамками общего уровня человеческих знаний). Тот же Кант, как известно и применительно к теме нашего разговора, постулировал существование «практического (т.е. нравственного) императива», «свободу воли», «бессмертие души» и «существование Бога», которые были ему необходимы для построения его теорий, но очевидно недоказуемы никаким образом (пока недоказуемы? Возможно, возможно…).
Обосновано ли применение в данном случае упомянутого выше этического постулата? Как мне мыслится – и да, и нет одновременно (вот такой парадокс, понимаешь…).
1. Почему «да»? Потому что нет единого, общепринятого философского понимания проблематика добра и зла. Как известно, существует 3 основных понимания:
а) конвенциальное – этические принципы зависят от конкретного жизненного, социального и конфессионального опыта индивида, от условий человеческой и природно-социальной среды;
б) онтологическое – добро и зло укоренены тем или иным образом в самой структуре реальности либо порождаются абсолютным началом мироздания;
в) интуитивно-априорное – идеи добра и зла есть фундаментальные интуиции либо же врожденные идеи индивидуального сознания; в таком своем качестве они не подлежат какой-либо рациональной рефлексии и концептуально-теоретическому обоснованию.
Нетрудно увидеть, что два последних понимания есть, в сущности, категориально-понятийное и логическое оформление исходных интуиций (которые в данном случае с полным на то правом могут быть названы «аксиомами» в полном смысле этого слова) в общем системном дискурсе (описании). Поэтому-то, говоря о проблематике добра и зла, есть очень веские основания придавать им фундаментальный характер и иметь при этом в виду их принципиальную неопределенность (в смысле невозможности построения завершенных дифиниций). Следовательно – введение «этического постулата» как именно «постулата» оправдано и теоретически обосновано.
2. Почему «нет»? Опять же (в этом и заключается упомянутый чуть выше парадокс), вследствие существования 3 основных пониманий проблематики добра и зла. Эти трем пониманиям в самом общем смысле (особенно подчеркиваю – в общем, а не в строгом!) соответствуют 3 этики: добродетелей, долга и ценностей. (Я намеренно очень сильно упрощаю и обобщаю почти до критического уровня – это обосновано логикой всего этого поста в целом. Поэтому прошу данное мое высказывание не критиковать, поскольку и так совершенно очевидна его уязвимость в теоретическом плане. Оно и не претендует ни на какую теоретическую значимость вследствие своей предельной утилитарности только для данного момента рассуждения).
Возвращаюсь к основной нити рассуждения. Т.о., применение принципа постулирования в данном случае a priori выводит содержащиеся в постулате положения из любой из упомянутых этик. Иными словами: постулирование в данном случае не позволяет отнести содержание постулата к той или иной существующей этической концепции. Поэтому применимость постулирования вызывает сомнения – ведь можно было бы, исходя из общего принципа экономии мышления, воспользоваться одним из имеющихся в упомянутых этиках подходов к данной проблематике.
Для разрешения возникшей таким образом смысловой сингулярности и неоднозначности - вопрос:
Намеренно или нет введен в ЭМ этический постулат?
(Если да, то какими аргументами это обоснованно?
Если нет, то какие пути разрешения упомянутой неоднозначности предлагаются?)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.05.2008, 16:44 


05/05/08

29
Цитата:
Этический материализм


Этика - не материальна. Материальны последствия выбора - между добром и злом.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.05.2008, 19:51 
Заблокирован


26/03/07

2412
Meta писал(а):
Цитата:
Этический материализм


Этика - не материальна. Материальны последствия выбора - между добром и злом.


Извините, это небольшое недоразумение : в этическом материализме принята несколько другая аксиоматическая база, в частности, материальность определена по-другому ***, в более общем смысле, чем принято, скажем, в диалектическом материализме :

Цитата:
МАТЕРИЯ – реализация мира («рождающая»). Не имеет альтернативы. Если что-то существует, то оно материально.

Материальность означает лишь факт существования, больше ничего – никакой дихотомии, типа : бытие и сознание, материальное и идеальное, материя и дух, – это все состояния материи. Одновременно внутреннее значение слова материя вскрывает её основное свойство – рождающая (англ. matter – mother). Т.е. материя каждым своим движением рождает новое. И обратно : появление этого нового есть проявление движения.


Отсюда следует, что раз этика существует, значит, она материальна.

*** Эту базовую категорию мы рискнули озвучить тем же словом, потому что семантика слова материя более фундаментальна, чем тот смысл, который обычно за ним оставляют.

 Профиль  
                  
 
 Re: Этический постулат
Сообщение30.05.2008, 23:57 
Заблокирован


26/03/07

2412
asttrader
О витальном значении этики для дальнейшей судьбы общества говорит тот очевидный факт, что этот вопрос вновь возник, когда мы переживаем коллапс исторического процесса - схлопывание его в точку.

Вот хотя бы один из признаков его : 10 000 лет язычества, 1000 лет 4-х монорелигий, 100 лет коммунизма, 10 лет демократии - дальше 1 год чего? Хаоса? Длительность каждого мировоззренческого периода ближней истории сокращалась ровно в 10 раз, и сам процесс сгущается к одной точке в окрестности 2000 года н.э.

В своем анализе проблемы Вы хотите, очевидно, понять и очертить её место в пространстве мировоззренческих координат. Тогда разрешите несколько комментариев последовательно по тексту.

asttrader писал(а):
сам по себе упомянутый кризис во многом связан именно с потерей какого-то очень важного, а м.б. - решающего звена в процессе (эволюционного?) развития человечества.

Значение этого знака вопроса трудно переоценить : вроде бы удается показать, что эволюции в общепринятом в науке дарвиновском смысле быть не могло. Предлагаю здесь не углубляться в доказательство, но одно соображение с участием как раз этики было бы к месту : генератором этики является совесть - механизм различения добра и зла, имеющийся у нас от рождения. Но если бы зарождение жизни, её усложнение происходило стандартным эволюционным путем, когда действует "естественный отбор" с его законом "выживает сильнейший (наиприспособленнейший)", то совесть была бы абсолютно лишним, даже вредным механизмом, никак не способствующим выживанию. Следовательно, его и не было.
Так что в будущем с большой вероятностью появляется возможность убрать всю конструкцию в скобках - (эволюционного?).

Далее с Вами можно согласиться, что в философская мысль и её носители разделены в проблеме этики на две части : одни считают добро и зло абсолютными и универальными, другие - относительными. Нам больше по душе медик Швейцер, настаивавший на введении этики в философию и прямо указавший на главную болезнь европейской философии - отсутствие этического начала.

Мы, со своей стороны, попытались продвинуться ещё дальше, придя к выводу, что эта философия не только игнорировала этику, она ещё и вложила вклад в легитимизацию зла.

Хорошим знаком для нас оказалось полная корреляция определений добра и зла в ЭМ и у Швейцера : благом (т.е. добром) считается охранять жизнь, уничтожать жизнь, вредить ей - это область зла, - таков, он считает, абсолютный принцип этики.

На противоположном берегу стоит Мамардашвили, уверждающий относительность добра и зла, их зависимость от концепции, от нашего отношения к миру. С его точки зрения, пока нет того, кто может оценить добро и зло, их и нет.

Критика этого взгляда облегчается тем, что в качестве обоснования его он приводит наглядные примеры, этическая оценка которых вовсе не бесспорна, а как бы следующий из них вывод об относительности добра и зла исчезает при более аккуратном подходе к ним :
1) Одно животное съело другое : мы ведь не можем с абсолютной достоверностью сказать благо это или зло, справедливо это или нет (?).
2) Ритуальные жертвоприношения (?).

Для первого примера можно предложить нетривиальное решение : оценка добро - зло применяется к людям - конечному изделию строительства разумной жизни на планете. Животные - это результат срывов программы этого строительства из-за различных катаклизмов : скачков параметров среды (давления, температуры), наводнений, землетрясений, а также деградации уже отстроенной цивилизации в разврате, в войнах. Поэтому к животным, вставшим на путь эволюции (на самом деле корректно говорить - инволюции), в которой действуют антинравственные "законы выживания", типа умри ты сегодня, а я завтра, этические мотивы поведения применимы лишь постольку, поскольку этим видам удалось сохранить в себе остатки совести. Т.е. адельффагия - поедание себе подобных - это антиэтическое явление, неизбежное после срыва цивилизационного процесса и занятия данными видами своих ниш в биосфере. Вывод : наглядный пример спекулятивен.

То же самое относится и к ритуальным жертвоприношениям : это не область нормальных человеческих отношений, а явление, имеющее место среди радикалов (остатков) предыдущей цивилизации, уничтожившей себя в какой-то катастрофе, которые уже встали на длительный скорбный путь дарвиновской эволюции к гоминидам, а затем, если бы мы , начиная свой собственный цикл, их не подобрали, и к приматам.

Так что видите, даже не для доказательства, а лишь для примеров релятивизма добра и зла, философии второго берега приходится обращаться не к человеку и обществу, а к патологиям.

(продолжение следует)

 Профиль  
                  
 
 Re: Этический постулат
Сообщение31.05.2008, 10:04 


24/05/08
53
pc20b
Цитата:
Вот хотя бы один из признаков его : 10 000 лет язычества, 1000 лет 4-х монорелигий, 100 лет коммунизма, 10 лет демократии - дальше 1 год чего? Хаоса? Длительность каждого мировоззренческого периода ближней истории сокращалась ровно в 10 раз, и сам процесс сгущается к одной точке в окрестности 2000 года н.э.

Хотя сам по себе факт "ускорения времени", вроде бы, и имеет место (отмечается, напр., в демографической теории Капицы), приведенные конкретные цифры могут быть подвергнуты сомнению и оспорены - ну, хотя бы, с позиций известных "потрясателей хронологии" Фоменко и Носовского. Предлагаю на этом моменте вовсе не заострять внимания (по банальной причине: не по теме), удовлетворившись имеющимся, кажется, согласием по самому факту "ускорения времени".
Цитата:
Значение этого знака вопроса трудно переоценить : вроде бы удается показать, что эволюции в общепринятом в науке дарвиновском смысле быть не могло. Предлагаю здесь не углубляться в доказательство...

Согласен.
По поводу всего остального:
Жду продолжения.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение31.05.2008, 10:04 
Заблокирован


28/03/07

455
asttrader,

Хотелось бы заметить по поводу Лиотара. Он справедливо негодовал по поводу таких явлений, как фашизм, холокост и т.п. Но дело в том, что они стали возможны как раз благодаря раздробленности моралей различных человеческих сообществ, а вовсе не из-за поиска этического единства. "Дранг нах остен", "Дойчланд убер аллес", "уберменш", "унтерменш" и т.п. - какая же это этика. Такое оболванивание людей стало возможным именно из-за того, что люди не осознавали абсолютности этики. Нам внушили, что "что сегодня зло, то завтра добро" и т.п. Поэтому и проходят провокации с "несовершенными расами", "жизненными интересами" и т.п.

Спасение от этого - как раз признание абсолютности этики. Жаль, что Лиотар понял ситуации прямо противоположно.

Кроме того, абсолютность этики никак не противоречит разнообразию человеческих обычаев, обрядов, традиций и т.д. Никакого тоталитаризма. Любой человеческий обычай не могжет противоречить этике, поскольку сама природа человека нравственна. Если же где-то наблюдается антинравственный обычай, можно смело сказать, что он или привнесён врагами, или возник "от тяжёлой жизни". Т.е. не является естественным. И нужным для людей. Его вовсе не надо "выжигать калёным железом". Он сам отомрёт, если помочь людям преодолеть те проблемы, из-за которых он возник.

Так что те трудности, о которых писал Лиотар, преодолеваются как раз путём признания абсолютности этики.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение31.05.2008, 10:31 


24/05/08
53
mzmz писал(а):
asttrader,

Хотелось бы заметить по поводу Лиотара. Он справедливо негодовал по поводу таких явлений, как фашизм, холокост и т.п. Но дело в том, что они стали возможны как раз благодаря раздробленности моралей различных человеческих сообществ, а вовсе не из-за поиска этического единства. "Дранг нах остен", "Дойчланд убер аллес", "уберменш", "унтерменш" и т.п. - какая же это этика. Такое оболванивание людей стало возможным именно из-за того, что люди не осознавали абсолютности этики. Нам внушили, что "что сегодня зло, то завтра добро" и т.п. Поэтому и проходят провокации с "несовершенными расами", "жизненными интересами" и т.п.

Спасение от этого - как раз признание абсолютности этики. Жаль, что Лиотар понял ситуации прямо противоположно.

Кроме того, абсолютность этики никак не противоречит разнообразию человеческих обычаев, обрядов, традиций и т.д. Никакого тоталитаризма. Любой человеческий обычай не могжет противоречить этике, поскольку сама природа человека нравственна. Если же где-то наблюдается антинравственный обычай, можно смело сказать, что он или привнесён врагами, или возник "от тяжёлой жизни". Т.е. не является естественным. И нужным для людей. Его вовсе не надо "выжигать калёным железом". Он сам отомрёт, если помочь людям преодолеть те проблемы, из-за которых он возник.

Так что те трудности, о которых писал Лиотар, преодолеваются как раз путём признания абсолютности этики.


mzmz,
не забывайте, что Лиотар - постмодернист (некоторые источники даже считают его основателем постомодернизма). Со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая и культивируемое авангардистско-анархическое направление постмодернизма.
А что считается важным в этом философском направлении? Принципиальное обращение к агонистике многообразных языковых "игр" и конструкций, крайне позитивная оценка дисконсесуса (NB!), без которого сторонники этого способа мышления не представляют себе развитие творчества и любого научного воображения (в чем, согласитесь, есть смысл). Также для постмодернизма характерны призывы к замене замкнутости - открытостью (в системном плане, конечно же), стимуляций производства новых идей практически любыми способами (что и делает их уязвимыми в этическом плане - это именно самая суть Ваших возражений); установка на свободу, требование принять отвественность на себя (человек ответственен за то, что он выбирает и что делает - добро или зло; на мой взгляд - глубочайшая с точки зрения психологии точка зрения); отказ от единства, идентичности и безопасности (можно привести много "за" и "против"), стремление к возвышенному, и проч., и проч.
Все приведенные положения (а также и оставленные "за кадром") постмодернизма и приводят в своем логическом применении к тем идеям, которые имеют место у Лиотара.
Приведенные Вами примеры фашистских агиток не имеют к философии постмодернизма (и, следовательно, к Лиотару) ни малейшего отношения. Ну хотя бы по БАНАЛЬНЕЙШЕЙ причине хронологического несовпадения.
В связи с этическими проблемами Лиотар, в полном соответствии с основными положениями постмодернизма, утверждал, что на смену старомодным этическим интуициям должно прийти возвышенное, подлинно этическое. И, в общем-то, не более того.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение31.05.2008, 11:10 
Заблокирован


28/03/07

455
asttrader,

Цитата:
Приведенные Вами примеры фашистских агиток не имеют к философии постмодернизма (и, следовательно, к Лиотару) ни малейшего отношения. Ну хотя бы по БАНАЛЬНЕЙШЕЙ причине хронологического несовпадения.


Не агитки имеют отношение к Лиотару, а Лиотар вывел, что нет никаких "макронарративов", из трагических событий XX века. Но эти события произошли именно из-за того, что у людей отсутствовали "макронарративы". Именно по этой причине людям удалось "задурить голову". Лиотар, к сожалению, неправильно понял причины произошедшего.

Цитата:
стимуляций производства новых идей практически любыми способами


Но тогда к чему негодования Лиотара по поводу холокоста.

Цитата:
установка на свободу


Честно говоря, не удалось найти определение свободы по Лиотару. Он понимал её как вседозволенность или несколько иначе?

Цитата:
требование принять отвественность на себя (человек ответственен за то, что он выбирает и что делает - добро или зло; на мой взгляд - глубочайшая с точки зрения психологии точка зрения);


В таком случае логичным будет и предоставить людям возможность защищаться от тех, кто выбрал зло (неважно даже, берут те на себя ответственность или не берут). Наше предложение : признать, что сеющие зло - не люди. Пошёл против совести, нацелился разрушать - перестал быть человеком. Никакого общественно значимого взаимодействия с такими. Причём без малейших репрессий по отношению к ним.

 Профиль  
                  
 
 Re: Этический постулат
Сообщение31.05.2008, 11:18 
Заблокирован


26/03/07

2412
asttrader писал(а):
сам по себе упомянутый кризис во многом связан именно с потерей какого-то очень важного, а м.б. - решающего звена в процессе (эволюционного?) развития человечества.


Можно раскрыть, что человечество потеряло, и это, именно, согласен, решающее звено : знание своего происхождения и своей задачи в жизни. О самом смысле жизни помолчим, согласно ЭМ он - за верхней гранью наших возможностей в суждениях о мире.

В ЭМ предпринята попытка этот "пробел" устранить :
- Мы появились на планете "по плану Госплана" - по универсальной программе строительства цивилизаций в экосфере планет, созданной разумом. Он имеет вид цивилизаций, плотно распределенных по пространству-времени вселенных, и (это уже для понимания не сходу) - формирующих это пространство-время.

О нашем общевселенском происхождении и предназначении свидетельствует совесть - единственное субъективное, которое является одновременно и единственно объективным.

- Цивилизационный процесс на планете является периодическим. Его период (несколько миллионов лет по земным часам) - время между началом строительства по программе, транспортируемой в каждую точку экосферы гравитационным полем, и окончанием его, когда цивилизация, выработав "невозобновляемые" ресурсы планеты, расширяется в космос, используя Землю как стартовую площадку. Период как раз определяется временем восстановления ресурсов за счет тектонических процессов. Множество видов в биосфере - это результаты срывов этого процесса строительства на промежуточных этапах и закрепления видов, формируемых квазистационарными осколками геномов, вот здесь уж, действительно, в эволционном процессе мутагенеза и естественного отбора.

- Задачей любой цивилизации является обеспечение существования (нормального функционирования и прогресса) того участка среды обитания, который входит в зону её ответственности. Отнюдь не "пиво-зрелище-удовольствия", не "удовлетворение растущих потребностей", не просто "познание природы", созерцание, размышления о смысле жизни - это сопутствующие основному "бизнесу" явления.

Цитата:
Лиотар, напр., замечает, что поиск этического единства приведет к тоталитаризму, аргументируя это положение тем, что современный мир раздроблен, фрагментарен и многозначен – с чем тоже особо не поспоришь


Возможно, внутренним мотивом предполагаемой связи единство $\to$ тоталитарим здесь является уже ставший условным рефлексом страх интеллектуала за нарушение свободы личности, который, очевидно, проистекает из очевидного в этом случае отождествления единства со "стрижкой всех под одну гребенку". Нет, парадоксально, но наоборот - этическое единство как раз и является единственным препятствием для такой диверсии, т.к. ставит на первое место в человеческих отношениях совесть и нравственность, согласно которой ложь, обман, насилие, ведущие к тоталитаризму утверждаются в сознании человека как античеловеческие явления. И наоборот, легитимизация зла, проявляющаяся, скажем, в отождествлении морали с нравственностью, в навязывании массвому сознанию идей об относительности добра и зла, об их конвертируемости друг в друга, о естественности убийства, - как раз и приводят к раздробленности, фрагментарности современного общества, следствием которого является отнюдь не нормальный "плюрализм" мнений, а вражда и взаимоистребление под любыми предлогами (идеологическими, политическими, экономическими, религиозными), которая экспоненциално возрастает по силе до своего естественного конца. Таким образом, данная точка зрения о фрагментарности как раз и стимулирует эту фрагментарность, но в форме насилия, которое исключает желательную многозначность в представлениях.

Цитата:
эту точку зрения также приходится учитывать (особенно учитывая глубочайшую общую связь между философией и сознанием per se (см. понимание философии у Мамардашвили), и критику современного доминирующего понимания сознания в свете работ Хайдеггера и Витгенштейна).


Оба последних автора, по моему впечатлению об их разработках, ограничились как бы созерцательно - констатирующим этапом размышлений о мире, о смысле жизни, т.е. не исследовали часть "что делать". У Хайдеггера доминируют грустные нотки о заброшенности человеческого существа в предсуществующий мир (на самом деле это самосогласованный активный для человека процесс, в котором он сам участвует), об утере своей личности и смысла жизни из-за того, что современный человек вынужден как винтик занимать определенное место в некой технологической цепочке, из-за чего и теряет свою личность ...

Похожие инивидуалистические мотивы можно уловить и у Витгенштейна, типа боязни коллектива, хотя, с нашей точки зрения, понять, что человек - существо коллективное, не может жить вне общества, целиком ему всем обязан и может жить по-настоящему, лишь больше отдавая, чем беря себе, достаточно просто. Можно было бы несколько деформировать принцип Маха в этом направлении : сознание каждого человека является результатом взаимодействия сознаний всех тел во вселенной.

Цитата:
Именно в связи с этой предельно кратко и фрагментарно, естественно, обрисованной ситуацией и возникло насущное требование поиска чего-то нового в этической философии.


К этой оценке ретроспективы, идущей как бы со стороны сознания, можно добавить и другие, внешние причины оперативной необходимости модификации этической философии - с точки зрения её ответственности за существование цивилизации и исполнения ею своего предназначения - она должна дать рекомендацию по выходу из кризиса самоуничтожения.

Т.к. этот кризис глобальный, по сути завершает наш цивилизационный цикл, в результате чего мы можем не стать космической цивилизацией, как положено по плану, а стать 1000001-м видом в биосфере, заняв через пару сотен тысячелетий незанятую нишу в ней, то и рекомендация по способу обеспечить безопасность цивилизации должна быть универсальной, не замыкаться на политических, экономических соображениях. Исследуемая модель ЭМ предлагает такую рекомендацию образованному слою : создать просвещением новое состояние общественного сознания, в котором этический критерий будет обладать высшим приоритетом в ряду всех остальных - мировоззренческих, политических, экономических - соображений.

(продолжение следует)

 Профиль  
                  
 
 Отход от темы...
Сообщение02.06.2008, 10:09 


24/05/08
53
2 pc20b, mzmz:
Как вы могли бы заметить, я приводил примеры концептуальных построений всех вышеупомянутых философов не более, чем как примеры имеющихся систем взглядов на проблематику добра и зла, и очерчивание границ имеющихся систем взглядов (кратко, естественно). Все возражения - к вышеупомянутым авторам. Это их построения, а не мои.
Насколько я понимаю, мы все же обсуждали некий конкретный и узкий вопрос: обоснованность постулирования этического постулата в концепции ЭМ (и, как мне казалось, НИЧЕГО ДРУГОГО). Съезжать на дискуссии по другим вопросам - значит уходить в сторону от данной темы.
Пока каких-либо обоснованных и аргументированных пояснений и ответов я не вижу.
Мне кажется, пространные рассуждения не имеет смысла приводить. Желательно кратко и сжато выраженное обоснование того, почему и по каким соображениям категории добра и зла:
1. определяются таким именно образом;
2. почему эти определения постулируются.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 68 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group