2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение12.07.2017, 23:13 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
SpiderHulk в сообщении #1233125 писал(а):
Оно включает в себя и пустое множество в качестве подмножества и пустое множество в качестве элемента одновременно?
Ну так $x\in y$ и $x\subset y$ не взаимоисключающи. Для пары множеств возможны вообще любые их сочетания: $$\begin{array}{ll} 
\varnothing\in\{\varnothing\} & \varnothing\subset\{\varnothing\} \\ 
\{\varnothing\}\notin\{\varnothing\} & \{\varnothing\}\subset\{\varnothing\} \\ 
\{\varnothing\}\in\{\{\varnothing\}\} & \{\varnothing\}\not\subset\{\{\varnothing\}\} \\ 
\mathbb N\notin\{\varnothing\} & \mathbb N\not\subset\{\varnothing\} \\ 
\end{array}$$Вот $x\in\mathcal Py$ ($\mathcal P$ — взятие булеана) и $x\subset y$ — это уже ровно одно и то же по определению булеана.

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение12.07.2017, 23:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
SpiderHulk
Ваша беда в том, что вы используете слово "включает", не следя за его точным смыслом. Избавьтесь от него совсем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 08:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4837
SpiderHulk в сообщении #1233125 писал(а):
Оно включает в себя и пустое множество в качестве подмножества и пустое множество в качестве элемента одновременно?
Да.

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 09:19 


14/01/11
3027
Кстати, какие обозначения считаются общепринятыми для строгого и нестрогого включения?
Смутно припоминаю, что у нас были обозначения $\subset$ и $\subseteq$ соответственно.
Но сейчас часто встречаю $\subset$ в качестве нестрогого, а для строгого используется $\subsetneq.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 10:25 


14/01/11
3027
SpiderHulk в сообщении #1233064 писал(а):
Sender в сообщении #1233042 писал(а):
Как, по-вашему, верно ли неравенство

Нет

Правильно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 14:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Sender в сообщении #1233190 писал(а):
Кстати, какие обозначения считаются общепринятыми для строгого и нестрогого включения?
Смутно припоминаю, что у нас были обозначения $\subset$ и $\subseteq$ соответственно.
Но сейчас часто встречаю $\subset$ в качестве нестрогого, а для строгого используется $\subsetneq.$

Тут всё зависит от автора (и его школы). Сначала было просто обозначение $\subset$ для нестрогого, а строгое вообще отдельно не выделялось. Потом другие авторы (кажется, Бурбаки) при очередном пересмотре теории ввели раздельно пару $\subset,\subseteq,$ и устрожили ряд формулировок. Но другие книги продолжали наследовать символ $\subset$ в нестрогом смысле. И для тех же формулировок, видимо, ввели уже и $\subsetneq$ (хотя я уже этого лично не видел).

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 15:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10894
Crna Gora
SpiderHulk в сообщении #1233125 писал(а):
Оно включает в себя и пустое множество в качестве подмножества и пустое множество в качестве элемента одновременно?
Да. Воспользуемся удобными обозначениями Dmitriy40. Запятые не пишем. Рассмотрим множество $A$ из четырёх элементов:
$\{1\;2\;3\;\{\}\}$
Подмножеством $A$ является множество из двух элементов: $2$ и пустое множество:
${\color{magenta} \{}{\color{lightgray} 1}\;{\color{magenta} 2}\;{\color{lightgray} 3}\;{\color{magenta} \{\}}{\color{magenta} \}}$
Подмножеством $A$ является оно само:
${\color{magenta} \{1\;2\;3\;\{\}\}}$
Подмножеством $A$ является пустое множество:
${\color{magenta} \{}{\color{lightgray} 1\;2\;3\;\{\}}{\color{magenta} \}}$
Элементом $A$ является $3$:
$\{1\;2\;{\color{teal}3}\;\{\}\}$
Элементом $A$ является пустое множество:
$\{1\;2\;3\;{\color{teal}\{\}}\}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 16:15 
Заслуженный участник


20/08/14
11691
Россия, Москва
svv в сообщении #1233258 писал(а):
Воспользуемся удобными обозначениями Dmitriy40.
Это не мои, взял отсюда:
Xaositect в сообщении #1233083 писал(а):
Эта тема уже много раз обсуждалось, посмотрите, например, post654959.html#p654959
Xaositect в сообщении #654959 писал(а):
Частный случай конечного множества - множество пустое $\varnothing = \{\}$.
Просто в такой записи яснее видна аналогия с мешками и более понятно что является элементом, а что (под)множеством.


Но кстати, хочу тогда задать вопрос, что-то я его недопонял. Процитирую две формулы с переписыванием справа цветом (моё) в новых обозначениях:
arseniiv в сообщении #1233144 писал(а):
$$\varnothing\subset\{\varnothing\} \;\color{magenta}{\to \{\} \subset \{\{\}\}}$$ $$\{\varnothing\}\not\subset\{\{\varnothing\}\} \;\color{magenta}{\to \{\{\}\} \not \subset \{\{\{\}\}\}}$$
Почему в этих формулах знаки разные? Ведь всего лишь добавляется ещё один уровень, но ведь одновременно и слева и справа? Или первая формула - очень специальный случай для пустого множества и она верна "по определению"? Ко второй вопросов нет, как и к прочим не процитированным, понятно что операция $\subset$ подразумевает сохранение уровня скобочек, а операция $\in$ понижение слева уровня скобочек, но вот в первой процитированной формуле это "правило" нарушается. Почему?

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 17:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10894
Crna Gora
Вы, наверное, задали вопрос arseniiv. Если мне тоже можно ответить (чиста-за-свою-часть), то.
В цветовых обозначениях правило такое.
${\color{magenta}{\{1\;3\}} \stackrel{?}{\subseteq} {\color{magenta}{\{1\;2\;3\;\{\}\}}$
В правом множестве Вы можете вычеркнуть любые его элементы целиком (и только их), либо не вычёркивать ничего. Если таким образом можно получить множество слева, формула справедлива:
${\color{magenta}{\{1\;3\} \subseteq \{1}}\;{\color{lightgray}{2}\;{\color{magenta}{3}\;{\color{lightgray}{\{\}}{\color{magenta}{\}}$

Ваши примеры:
${\color{magenta}{\{\}\stackrel{?}{\subseteq}}\, {\color{lightgray}{\{} {\color{magenta}{\{\}} {\color{lightgray}{\}}$ так нельзя: вычеркнули не элемент, а внешние скобки
${\color{magenta}{\{\} \subseteq}\, {\color{magenta}{\{} {\color{lightgray}{\{\}} {\color{magenta}{\}}$ а так можно

${\color{magenta}{\{\{\}\} \stackrel{?}{\subseteq}}\,
{\color{lightgray}{\{}{\color{magenta}{\{}{\color{magenta}{\{}{\color{magenta}{\}}{\color{magenta}{\}}{\color{lightgray}{\}}$ ошибка: вычеркнули внешние скобки
${\color{magenta}{\{\{\}\} \stackrel{?}{\subseteq}}\,
{\color{magenta}{\{}{\color{lightgray}{\{}{\color{magenta}{\{}{\color{magenta}{\}}{\color{lightgray}{\}}{\color{magenta}{\}}$ ошибка: вычеркнули элемент не целиком
${\color{magenta}{\{\{\}\} \stackrel{?}{\subseteq}}\,
{\color{magenta}{\{}{\color{magenta}{\{}{\color{lightgray}{\{}{\color{lightgray}{\}}{\color{magenta}{\}}{\color{magenta}{\}}$ ошибка: вычеркнули не элемент правого множества
${\color{magenta}{\{\{\}\} \stackrel{?}{\subseteq}}\,
{\color{magenta}{\{}{\color{lightgray}{\{}{\color{lightgray}{\{}{\color{lightgray}{\}}{\color{lightgray}{\}}{\color{magenta}{\}}$ ошибка: не получилось множество слева

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 17:48 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Как я понял, это вопрос не мне, потому что он не выглядит как вопрос уровня Dmitriy40. :-) Решил, что это переформулировка исходного и вопрос ко всем (и ТС), насколько она им что-то приносит. Тогда да, возможно, любители этого вопроса именно так его и видят.

Вообще у меня складывается впечатление (не по одному этому вопросу, конечно), что человеческая мыслительная машина не очень любит иметь дело с вложенностью и всё норовит уплощить (flatten). Правда, это в большой степени выходит просто оценочное суждение, никуда особо не годное.

-- Чт июл 13, 2017 19:51:39 --

Ну а при серьёзном вопросе мне остаётся только добавить, что в случае затруднений стоит просто развернуть $x\subset y$ в определение $\forall e(e\in x\to e\in y)$. :wink:

-- Чт июл 13, 2017 19:53:10 --

И $e\in\{a_1,\ldots,a_n\}$, конечно, тоже развернуть в $e=a_1\vee\ldots\vee e=a_n$, откуда заодно легко видеть связанное с другими подобными вопросами равенство, скажем, $\{a,b\} = \{a,b,b,b,b\} = \{a,b,a,a,b\}$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 18:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10894
Crna Gora

(Оффтоп)

arseniiv в сообщении #1233311 писал(а):
человеческая мыслительная машина не очень любит иметь дело с вложенностью и всё норовит уплощить
Я бы сказал, иерархические структуры воспринимаются легче, если их не пытаются выразить последовательностью символов. Эволюционное древо в виде картинки воспринимается хорошо, перечисление родственных отношений таксонов (даже тоже в виде картинки) — плохо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 18:17 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

Да, это замечание находит во мне какой-то консенсус.

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 18:22 
Заслуженный участник


20/08/14
11691
Россия, Москва
arseniiv
Нет, вопрос был в общем-то Вам, всерьёз, но разумеется совсем не против ответа и других участников.

(Оффтоп)

Ну плохо у меня с пониманием (пустых) множеств. Да и формальной логики тоже (что из лжи логически следует что угодно у меня в голове не укладывается).


О, кажется дошло, в $\{\} \subset \{\{\}\}$ вычеркнули внутренние скобочки - т.е. элемент внешнего множества - и получили (внешнее) пустое множество. Т.е. справа вместо пустого множества как элемента внешнего могло стоять что угодно. И никакого понижения уровня скобочек тут и нет, это мираж (недостаток системы записи). Уф. :D svv, спасибо, на примере вкурил ошибочность упрощения до "уровня скобочек". (Постоянно хочется всё упросить до примитивно-алгоритмичности, типа уровня вложенности, сказывается повёрнутость на программировании.)
С равенством конечных множеств проблем нет, тут всё понятно. Как и с $\in$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 18:38 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Логика)

Dmitriy40 в сообщении #1233326 писал(а):
Да и формальной логики тоже (что из лжи логически следует что угодно у меня в голове не укладывается).
В принципе, есть логики, более ограниченные, чем классическая, где это неверно. Не в курсе, насколько они интересны логическому сообществу и насколько хороши как основание.

Для классической же это обычно иллюстрируют (здесь было в темах про импликацию) следствиями формулы $a>b\to\forall x(x>a\to x>b)$ (если $>$ — линейный порядок): верно $3>2\to3>0$, но также должны быть верны и $1>2\to1>0$ и $-1>2\to-1>0$, ибо следствие общезначимой формулы обязано быть общезначимым.

Dmitriy40 в сообщении #1233326 писал(а):
на примере вкурил ошибочность упрощения до "уровня скобочек"
Да не, почему, так можно работать. Я вон код писал для наследственно конечных множеств. Если ввести на них вычислимый порядок, можно представлять их такими нормализованными строками скобочек, операции с которыми довольно просты. Хотя чуть проще нормализованными же ордеревьями с упорядоченными поддеревьями. Но изоморфизм-то прозрачен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Допустима ли запись (множества, школьный курс)?
Сообщение13.07.2017, 18:56 
Заслуженный участник


20/08/14
11691
Россия, Москва

(Смысл в тумане)

arseniiv в сообщении #1233331 писал(а):
Я вон код писал для наследственно конечных множеств. Если ввести на них вычислимый порядок, можно представлять их такими нормализованными строками скобочек, операции с которыми довольно просты. Хотя чуть проще нормализованными же ордеревьями с упорядоченными поддеревьями. Но изоморфизм-то прозрачен.
Не, я Вас конечно люблю и уважаю, но Вы меня переоцениваете. :mrgreen: От этой фразы туман в башке ровно такой же плотности, как от формул ОТО без знания тензоров или квантмеха без комплексных чисел - слова вроде и понятны, но в общий смысл в принципе не складываются. :facepalm:

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 31 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group