Выкидывая

и

:
Выкинуть константу - правильно, а почему

?
Но, интересно, наверное, все же решить "по-школьному"...
Попробуем.
Итак, пусть теормех и неинерциальные системы мы не знаем.
Определим:
Вектор

- радиус, проведённый из центра блока в точку отделения нити от блока.
Вектор

- вектор, проведённый из вышеупомянутой точки к грузу.

- радиус-вектор груза.
На груз действует только сила натяжения нити. Следовательно, проекция ускорения груза на перпендикуляр к нити, равна нулю. А что у нас перпендикулярно нити? Вектор

.
В результате

Ищем производные от

.
Очевидно,

Следовательно,

Ищем дифференциалы, старательно избегая векторных произведений, которые школьники не знают.
Смотрим, из чего состоит

. Это:
1. Если отмотался участок нити длиной

, то к

прибавится

2. За счёт вращения блока к

прибавится

, где

- единичный вектор, сонаправленный с

.
Теперь - приращение

. Туда входят:
1. Если отмотался участок нити длиной

, то к

прибавится

.
2. Кроме этого, вектор

повернётся на угол

, то есть к нему прибавится

, где

- единичный вектор, сонаправленный с

.
3. И за счёт вращения блока к вектору

прибавится

.
В итоге,

Обозначаем

, и с этого момента будем обозначать точкой производную не по

, а по

, и тогда

Дифференцируем его по

ещё раз и умножаем скалярно на

:

Теперь, поскольку

,

Обозначим

и получим

Решать дифуры (тем более, второго порядка) школьники не умеют. Но можно заметить, что

и просто пронтегрировать обе части уравнения:

где

- константа, которую можно найти из начальных условий:

если не наврал.
В свою очередь,

то есть уравнение можно проинтегрировать ещё раз:

тоже можно найти из начальных условий - кажется,

ну и так далее.