Выкидывая
и
:
Выкинуть константу - правильно, а почему
?
Но, интересно, наверное, все же решить "по-школьному"...
Попробуем.
Итак, пусть теормех и неинерциальные системы мы не знаем.
Определим:
Вектор
- радиус, проведённый из центра блока в точку отделения нити от блока.
Вектор
- вектор, проведённый из вышеупомянутой точки к грузу.
- радиус-вектор груза.
На груз действует только сила натяжения нити. Следовательно, проекция ускорения груза на перпендикуляр к нити, равна нулю. А что у нас перпендикулярно нити? Вектор
.
В результате
Ищем производные от
.
Очевидно,
Следовательно,
Ищем дифференциалы, старательно избегая векторных произведений, которые школьники не знают.
Смотрим, из чего состоит
. Это:
1. Если отмотался участок нити длиной
, то к
прибавится
2. За счёт вращения блока к
прибавится
, где
- единичный вектор, сонаправленный с
.
Теперь - приращение
. Туда входят:
1. Если отмотался участок нити длиной
, то к
прибавится
.
2. Кроме этого, вектор
повернётся на угол
, то есть к нему прибавится
, где
- единичный вектор, сонаправленный с
.
3. И за счёт вращения блока к вектору
прибавится
.
В итоге,
Обозначаем
, и с этого момента будем обозначать точкой производную не по
, а по
, и тогда
Дифференцируем его по
ещё раз и умножаем скалярно на
:
Теперь, поскольку
,
Обозначим
и получим
Решать дифуры (тем более, второго порядка) школьники не умеют. Но можно заметить, что
и просто пронтегрировать обе части уравнения:
где
- константа, которую можно найти из начальных условий:
если не наврал.
В свою очередь,
то есть уравнение можно проинтегрировать ещё раз:
тоже можно найти из начальных условий - кажется,
ну и так далее.