Существует такая формула для мощности транспорта:
, т. е. мощность равна силе тяги помноженной на скорость поступательного движения. Соответственно сила тяги равна
. Предположим что у нас автомобиль. Если мощность в данный момент не равна нулю, т. е. колеса вращаются, но скорость равна нулю, например автомобиль привязан к стене. Согласно этой формуле сила тяги должна быть равна бесконечности, так как
... Где в этом рассуждении ошибка?
И второй вопрос, связанный с первым. Речь идет опять же об автомобиле. Как утверждается (в учебниках к примеру) — если переборщить с мощностью при малых скоростях, то начнется проскальзывание колес. Но если такую же мощность включить при большей скорости поступательного движения, то проскальзывание не начнется.
Как известно, сила, изменяющая импульс машины — это сила трения покоя, приложенная к точке соприкосновения колеса с дорогой. Сила эта возникает как реакция дороги, на попытку колеса толкнуть дорогу в сторону, противоположную движению. Проскальзывание начинается тогда, когда сила, с которой колесо «толкает» дорогу превышает максимальную силу трения покоя. Тогда почему при определенной мощности но малой скорости пробуксовка начинается, а при большей скорости — нет? Ведь вал колеса, и следовательно, само колесо при этом вращаются с одинаковой скоростью (так как мощность, вырабатываемая двигателем одинакова) и значит должны толкать дорогу назад с одинаковой силой.
И так два вопроса:
1. Где ошибка в рассуждениях, связанных с формулой
, приводящих к бесконечной силе тяги при нулевой скорости?
2. Почему при одинаковой мощности (вырабатываемой двигателем, как я понимаю) но при малой скорости поступательного движения есть риск того, что начнется проскальзывание, а при достаточно большой скорости и той же мощности, проскальзывания не будет?
Собственные варианты подходов к этим вопросам:Касательно первого вопроса можно лишь предположить, что эта формула не применима к покоящейся относительно дороги машине, так как нету перемещения, соответственно и «работа сила тяги» равна нулю. Но даже, если так, при достаточно малой скорости и определенной (не обязательно большой) мощности, можно получить грандиозную силу, согласно формуле
.
Ко второму своему вопросу я вижу два подхода (хотя не уверен, что хоть один из них правилен):
1. Сила трения покоя при малых скоростях вращения колеса (и, соответственно, при малых скоростях поступательного движения машины), в отсутствии проскальзывания, меньше максимальной силы трения покоя. Так как чем меньше вращательная скорость колеса, тем меньше сила, с которой колесо толкает дорогу назад, и соответственно, тем меньше сила «реакции» дороги — т. е. сила трения покоя. При плавном повышении скорости вращения колеса, будет возрастать сила, с которой колесо толкает дорогу в сторону, противоположную движению. Предположение заключается в том, что сила трения покоя (сила сцепления колеса с дорогой) не может мгновенно вырасти. И если сразу к дороге, со стороны колеса, приложить силу близкую к максимальной силе трения покоя, то сила трения покоя «не успеет подстроиться» под силу, с которой колесо толкает дорогу назад и начнется проскальзывание.
2. Сила трения покоя все таки может вырасти мгновенно до своего максимального значения (вопреки первому предположению), но, если при малой скорости поступательного движения резко подать высокую мощность на колеса, то сила, с которой колесо толкает дорогу назад превысит максимальную силу трения покоя, и проскальзывание начнется по этой причине. То есть, при одинаковой, резко включенной, мощности (насколько я понимаю, при одной и той же мощности, будет одинаковое количество оборотов в единицу времени) и максимальной силе трения равной :
Если , то сила, с которой колесо толкает дорогу назад оказывается больше максимальной силы трения покоя и колесо начинает проскальзывать.
Если , то сила, с которой колесо толкает дорогу назад меньше максимальной силы трения покоя и машина едет без проскальзывания.