Разумеется, Пушкин писал не на языке Петровской эпохи (не зря его считают основоположником русского литературного языка,
Зря считают: он писал, в общем, на ровно том же языке, что и его современники. Он выделялся лишь внедрением разговорного языка в поэзию. А "основоположником" (вернее, фиксатором) литературного языка был скорее Карамзин.
Язык разительно изменился в 18 веке. Самое главное -- в начале 19-го совсем иначе строились фразы, чем в начале 18-го, и уже очень близко к сегодняшнему. Лексика же, конечно, заметно отличается о современной; но о петровской -- ещё больше.
1702: Б.П.Шереметев в докладе Петру I писал(а):
Полковник Моисей Мурзенок, службы его много и надобный человек. Чтобы ему давать полной оклад и начальным его людем, для того что николи в одном месте не живут и всегда в посылках; также бы дать ему деревню, чтобы вовсе его окоренить и чтобы жену привез. А хотя и во благополучное время, без такого человека при границе быть нельзя. Естьли выморочных не сыщется вскоре, из дворцовых дворов тритцать дать.
1736: Феофан Прокопович писал(а):
Коликое множество на разных местах всякаго скота в заводах, и из того плодов молочных, и волны и прочая? Делаются ли из пеньки женскою работою холсты росхожие? Не пусты ль солодовни, которыя при нас были всегда не праздныя? Сюда надлежат и огородныя и содовыя слетья, и лесные на дрова и строение непокупные плоты: и вся вышеупомянутая имел монастырь не скудно, и со временем мог все то иметь с великим еще прибавлением, когда о нем старание было; как бы мало чего, и то иностраннаго, покупать оставалася нужда.
1786: М. М. Щербатов писал(а):
Похвально есть, что Петр Великий хотел истребить суеверии в законе, ибо в самом деле, не почтение есть богу и закону суеверие, но паче ругание. Ибо приписывать богу неприличные ему деянии, сие есть богохулить. В России бороду образом божиим почитали, и за грех считали ее брить, а чрез сие впадали в ересь антропоморфитов. Чудеса, без нужды учиненные, явленные образы, редко доказанные, повсюду прославляли, привлекали суеверное богомолие и делали доходы развратным священнослужителям. Все сие Петр Великий тщился отвратить; указами повелел брить бороды, а духовным регламентом положил преграду ложным чудесам и явлениям, равно как и неблагопристойным сборам при поставленных на распутиях образах.
1791: Н.М.Карамзин писал(а):
Удивляюсь еще, как я в таких торопях ничего не забыл в трактире. Наконец все было готово, и мы выехали из ворот. Тут простился я с добродушным Ильею - он к вам поехал, милые! - Начало смеркаться. Вечер был тих и прохладен. Я заснул крепким сном молодого путешественника и не чувствовал, как прошла ночь. Восходящее солнце разбудило меня лучами своими; мы приближались к заставе, маленькому домику с рогаткою.
1799: А.А.Безбородко писал(а):
Но что принадлежит до поселян, то состояние их требует поправления. Боже сохрани, чтоб я тут разумел какую либо излишнюю вольность, которая под сим невинным названием обращалася бы в своеволие и подавала повод к притязанию на какое либо равенство всеобщее и суще-химерическое. Я тут разумею: 1) неоспоримо, что в России все земли принадлежат, яко точная собственность, помещикам. Государь есть сам помещик земель своих, дворцовых, экономических, государственных и всех порозжих в его Империя. Не может, следовательно, никто пользоваться ими без некотораго условия в пользу хозяина их. Условия бывают или добровольныя, или государственным узаконением определенный. Отсюда и выходит, что земледелец или поселянин обязан удовлетворять хозяина земли или податью, или работою соразмерно цене ея.
1810: М.М.Сперанский писал(а):
Толпа вельмож, со всею их свитою, с женами и детьми, меня, заключенного в моем кабинете, одного, без всяких связей, меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежащего к их сословию, целыми родами преследуют как опасного уновителя. Я знаю, что большая их часть и сами не верят сим нелепостям, но, скрывая собственные их страсти под личиною общественной пользы, они личную свою вражду стараются украсить именем вражды государственной.
1833: А.С.Пушкин писал(а):
С самого 1762 года стороны Логиновской яицкие казаки начали жаловаться на различные притеснения, ими претерпеваемые от членов канцелярии, учрежденной в войске правительством: на удержание определенного жалованья, самовольные налоги и нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли. Чиновники, посылаемые к ним для рассмотрения их жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить. Казаки неоднократно возмущались, и генерал-майоры Потапов и Черепов (первый в 1766 году, а второй в 1767) принуждены были прибегнуть к силе оружия и к ужасу казней.
1835: Д.В.Давыдов писал(а):
Весь тот день светлейший был занят, и потому князь отложил говорить ему обо мне до наступающего дня. Между тем мы подошли к Бородину. Эти поля, это село мне были более, нежели другим, знакомы! Там я провел и беспечные лета детства моего и ощутил первые порывы сердца к любви и к славе. Но в каком виде нашел я приют моей юности! Дом отеческий одевался дымом биваков; ряды штыков сверкали среди жатвы, покрывавшей поля, и громады войск толпились на родимых холмах и долинах.
1852: Л.Н.Толстой писал(а):
В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой — стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес; далеко в лесу видна избушка сторожа.
1888: А.П.Чехов писал(а):
Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла все позади. За острогом промелькнули черные, закопченные кузницы, за ними уютное, зеленое кладбище, обнесенное оградой из булыжника; из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишневых деревьев и издали кажутся белыми пятнами.
Вывод: по сравнению с 18-м веком -- в 19-м язык практически не менялся.