Заранее извиняюсь за глупые вопросы. Если есть ссылки на литературу по теме - будет здорово.
Нужно читать учебники по теоретической механике. В самом простом учебнике написано примерно следующее:
"Движение твердого тела - это есть комбинация поступательного и вращательного движения".
Итак, важные термины -
поступательное движение и
вращательное движение.
У нас был отличный преподаватель по термеху: он разделил доску линией на две части, на левой части написал заголовок "поступательное движение", на правой - "вращательное движение". И далее под заголовками написал следующее:
Сила
vs Крутящий момент
Масса
vs Момент инерции
Координата
vs Угол поворота
Скорость
vs Угловая скорость
Ускорение
vs Угловое ускорение
vs vs Суперпозиция сил (результирующая)
vs Суперпозиция моментов
Второй закон Ньютона для поступательного движения
vs Второй закон Ньютона для вращательного движения
vs Точка приложения силы
vs Ось вращения
Присмотритесь внимательнее к этим параллелям. Если Вы хорошо изучили в школе поступательное движение, то легко освоите и вращательное движение и все его характеристики
,
,
,
,
. Они в каком-то смысле похожи на свои аналоги в поступательном движении!
Очень важно, в конце концов, освоить и второй закон Ньютона для вращательного движения.
Каким образом связаны крутящий и тормозной момент колеса?
П.С. У меня небольшие трудности с пониманием, что такое крутящий момент. Я понимаю, что крутящий момент (момент силы) - это векторное произведение вектора, проведенного от оси в ращения к точке приложения силы, и вектора этой силы. Т.е. крутящий момент перпендикулярен плоскости колеса.
Крутящий и тормозной моменты
складываются и образуют суперпозицию моментов. Крутящий момент
во вращательном движении - это аналог силы
в поступательном движении.
Но у телеги есть ограничения по скорости. Она не может ехать быстрее 130 км/ч (например).
Проблема в том, что если не использовать тормозной момент или как-то влиять на крутящий момент (делать его отрицательным?), то телега без проблем достигнет скорости звука.
Крутящий момент в суперпозиции моментов идет со знаком "плюс", тормозной - со знаком "минус". Иначе говоря, крутящий момент положителен (направлен вдоль вектора угловой скорости), тормозной - отрицателен (против вектора скорости).
Действительно, если трение очень маленькое, то возникает
опасность неуправляемого движения: должно быть предусмотрено устройство для торможения (тормоз). В некоторых случаях тормозят двигателем, то есть тем же устройством, что и создает крутящий момент при разгоне. В этом случае крутящий момент принимает отрицательное значение. Часто тормозят конструктивно другим устройством - так, например, сделано в автомобиле с двигателем внутреннего сгорания. Дело в том, что ДВС не умеет создавать достаточно эффективный тормозящий момент. А вот подавляющее число электродвигателей умеют тормозить, в этом случае они становятся генераторами и превращают кинетическую энергию вращения в электрическую. ДВС не умеет вращение превращать обратно в бензин.
Электрические двигатели обратимы, ДВС - нет.
Почему при постоянном крутящем моменте движение всегда происходит с ускорением?
см. второй закон Ньютона для вращательного движения. Надо только оговориться, что речь не просто про крутящий момент, а про их суперпозицию.
Если в определенный момент времени прекратить сообщать крутящий момент колесу (хм, я не уверен, что правильно выразился), то движение некоторое время все-равно будет увеличиваться из-за инерции колеса? Или сразу должно уменьшаться?
Что значит "
движение некоторое время все равно будет увеличиваться..."? Что такое "движение"? Что за величина? Выберите из списка:
,
,
,
,
. Для ответа на свой вопрос воспользуйтесь вторым законом Ньютона для вращательного движения.
Что такое тормозной момент колеса, как его можно использовать для ограничения скорости?
Для ограничения скорости важен не просто тормозной момент, а тот факт, что
любой вращающийся двигатель при увеличении угловой скорости (частоты вращения) рано или поздно теряет способность создавать крутящий момент.Когда Вы раскручиваете руками карусель, рано или поздно Ваши руки перестают успевать за вращением и крутящий момент падает до нуля, тормозным моментом при этом можно пренебречь. Далее можно посмотреть на второй закон Ньютона, чтобы объяснить ограничение скорости... Также и в случае телеги (поступательного движения). И не важно, что собой представляет двигатель - ракетный, электрический, ДВС, тело человека - все это истощается с ростом скорости (частоты вращения), другими словами, ограничено по мощности...