Есть два типа ситуаций:- просто векторное пространство;
- векторное пространство,
снабжённое скалярным произведением.
Со школы кажется, что естественно второе, и оно всегда так, об этом даже как-то не задумываешся. И при "топорно-технарском" введении векторов как элементов

или матриц-столбцов, тоже кажется совершенно-естественным: ну перемножим все координаты попарно, что тут такого?
Однако в математике идут наоборот, от простого к сложному. Вы это могли заметить в алгебре: сначала вводятся группы, потом кольца, потом поля. Так же и с векторными пространствами: сначала рассматриваются векторные пространства просто так, а потом уже - со скалярным произведением. Можно даже обсудить, как ввести скалярное произведение разными способами.
Пространство без скалярного произведения - "аффинное". Там нет углов. Там можно сравнивать длины, но только вдоль параллельных прямых. Поворотов нет - точнее, они по смыслу не отличаются от других невырожденных преобразований, с масштабированиями и "перекосами".
В пространствах без скалярного произведения:- из вектора нельзя сделать ковектор;
- они живут в разных пространствах, в принципе не пересекающихся мирах;
- можно взять произведение ковектора на вектор, и всё;
- ни у каких тензоров нельзя опустить или поднять индекс, так что тензоры имеют ранг

например, линейный оператор

и билинейная (квадратичная) форма

никак не взаимосвязаны.
В пространствах со скалярным произведением:- из вектора можно сделать ковектор "каноническим образом", и обратно;
- между

и

существует канонический изоморфизм;
- и поэтому можно вообще не разделять понятия векторов и ковекторов, а вместо этого говорить о "контравариантных координатах (компонентах)" вектора, и о "ковариантных";
- можно брать скалярное произведение вектора на вектор, ковектора на вектор, ковектора на ковектор;
- индексы у тензоров легко поднимаются и опускаются, и можно выбрать какой-то стандартный вид; между линейными операторами и билинейными формами также есть каноническое соответствие.
В общем, не путайте.