Цитата:
Где бы про это почитать?
Сравните, например, задачник Мещёрского по механике с "механической" частью задачника Иродова по общей физике или с политехническими задачниками по теормеху Яблонского, сразу увидите, что в последних существенно больше более сложных и оригинальных задач.
Что касается гуманитарной составляющей образования до революции и теперь, то сравнивать сложно. Как-то один профессор высшей школы экономики заявил, что, дескать, большевики убили преподавание иностранных языков в школах, ведь когда-то каждый гимназист на выходе свободно владел парочкой иностранных языков, а советский школьник в основном мог говорить на иностранном на уровне диалогов в магазине. Звучит это всё, конечно, пафосно, но вот по своему опыту - я учил в школе английский весьма усердно, словарный запас имею немаленький, затем учил его в институте, затем иногда подучивал всякую лексику, также регулярно читаю книжки на англ. и при всём при этом свободно им не владею. А ведь это английский, у него хотя бы грамматика простейшая.
Как говорил один преподаватель английского: "Язык - это прежде всего привычка им изъясняться, которая быстрее всего формируется в языковой среде". Если взять это за основу и поверить-таки, что в царских гимназиях учили языкам лучше, то напрашивается мысль, что, несмотря на это, свободно владеющий ин. языком гимназист большую часть этого навыка получил не в гимназии а в языковой среде дома.
По теме замечу, что меня в институте гуманитария раздражала, кроме философии. Последняя у нас преподавалась интересно, а главное - не в виде кучи фактов, которые надо выучить к экзамену. На семинарах среди прочего мы разбирали некоторые перлы Дугина и ещё всяких фриков, ну и понимание того, чем философия отличается от науки, у некоторых из нас сформировалось именно на этом предмете. И критическое отношение к авторитетам. Мне кажется, что физикам и инженерам не нужна гуманитарщина, которая не формирует конкретных навыков, хотя преподы истории-политологии-социологии и любят говорить, что они тоже формируют какие-то навыки, но доказать, в чём эти они заключаются, как-то затруднительно.
А ещё предмет "философия" мне(как наблюдателю) показал, что как ни старался наш философ, по первому образованию естественник, научить людей критическому мышлению - для некоторых это было не в коня корм, иногда гляжу, что в соц. сетях кое-кто из бывших сокурсников репостит, и куда "паломничает", так волосы дыбом становятся, грустно всё это.