2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 17:06 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Alex-Yu в сообщении #1197366 писал(а):

В школе не было. Я хорошо помню, ибо сильно увлекался химией и читал (отнюдь не школьный) учебник Глинки. Эти квадратики (у Глинки, а не в школе!) меня сильно напрягали, очень хорошо помню. А я был весьма, как нынче говорят, "продвинутым" школьником. В 9-ом классе запросто интегрировал и дифференцировал.


(Оффтоп)

Во многих американских школах школьники тоже умеют это делать в последних двух классах. Здесь спецшкол как таковых практически нет, но во многих школах можно по желанию брать продвинутые классы вплоть до университетсконо уровня. И вообще даже заменить обучение в последнем классе на обучение в вузе. Есть такие программы. Моя младшая дочь так и училась.
Но вот когда им предлагаешь проинтегрировать какую нибудь промтенькую задачку по физике, обычно впадают в ступор. То есть физика и математика у них в мозгах существуют в неких параллельных мирах слабо пересекаясь. Очень часто мне приходится просто указывать на такие пересечения, а не учить их чему-то новому. Особенно это касается олимпиадных задач по физике.


-- 05.03.2017, 06:24 --

(Alex-Yu)

Пожалуйста, когда общаетесь с кем-то, не начинайте с фразы "вы не понимаете одной простой вещи..."
Это не характеризует вас с положительной стороны. Человек может задавать "тупые" вопросы просто для наведения мостов. Вот скажите мне, зачем тогда в учебниках рисуют электронные оболочки различной формы? Зачем пытаются интерпретировать волновую функцию как некое пространственное распределение вероятностей? Вероятностей чего? Нахождения электрона в данной конкретной области пространства? Но это же бред. Если вы мне скажете что не бред, я вам отвечу вашими же словами про квантовую механику. :)

PS. По изначальному образованию я матфизик и учась в университете прослушал несколько спецкурсов по спектральной теории различных операторов. Так что какое-то математические представление о квантовой механике у меня имеется

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 17:26 
Заслуженный участник


21/08/10
2462

(Оффтоп)

fred1996 в сообщении #1197389 писал(а):
То есть физика и математика у них в мозгах существуют в неких параллельных мирах слабо пересекаясь.


У меня уже в школе математика была в основном языком для физики. Хотя я этого тогда еще не понимал. Вообще это штука сложная. В подавляющем числе случаев (не у профессиональных физиков-исследователей, но уже даже у инженеров) математика применительно к физике понимается совсем не верно, лишь как средство получить "цифирь". Это нужно, но важнее все же математика как язык и система образов. Такой язык полезен даже в тех областях (классических), которые можно выразить на естественном языке. Но там это полезно, а в квантах --- критически, принципиально важно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 17:47 
Заслуженный участник


29/09/14
1241
fred1996 в сообщении #1197389 писал(а):
Зачем пытаются интерпретировать волновую функцию как некое пространственное распределение вероятностей? Вероятностей чего? Нахождения электрона в данной конкретной области пространства? Но это же бред.

fred1996, извините, что цитирую Вас из не адресованного мне сообщения, но стало интересно: как с Вашей точки зрения следует интерпретировать волновую функцию? Раз Вы можете утверждать о чём-то "это же бред", то, значит, у Вас есть с чем сравнить, т.е. есть не бредовая с Вашей точки зрения версия. Какая?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 17:59 
Заслуженный участник


21/08/10
2462

(Оффтоп)

fred1996 в сообщении #1197389 писал(а):
Зачем пытаются интерпретировать волновую функцию как некое пространственное распределение вероятностей? Вероятностей чего? Нахождения электрона в данной конкретной области пространства? Но это же бред.


Я даже соглашусь, что точно в этой формулировке и при буквальном понимании слов это --- бред. Но стоит чуть-чуть изменить формулировку (или чуть-чуть иначе понимать слова), как станет уже не бред и, более того, правда. Это вероятность обнаружить в эксперименте электрон в этой области (но не вероятность нахождения там). До измерения электрон вообще нигде не находится, к нему просто не применимо понятие "где". И конечно, здесь не волновая функция, а квадрат ее модуля.

Если хотите объяснять школьникам квантовую физику, то СНАЧАЛА объясните им, причем так чтобы поняли, абзац выше. Не думаю, что у Вас (или у кого другого) это получится. Повторять заученные слова может и будут. Понимать --- нет.

Зачем рисуют? Так в приведенной мной формулировке (но не в Вашей) это вполне разумные картинки. Проблема здесь в том, что ДО ЭТИХ КАРТИНОК надо понять что такое состояние.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 18:04 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Примерно такая.
Есть начальные условия эксперимента и есть конечный результат, который можно предсказать с некоторой вероятностью исходя из предложенной математической модели. Что там "на самом деле" происходит в атоме, невозможно описать с точки зрения классического здравого смысла. Например, если у нас есть сферическая волновая функция, на основании этого один мой приятель утверждает, что электрон частично находится в самом ядре.
Я же предславляю атом как некий черный ящик, для которого можно сосчитать например матрицу рассеяния. То есть есть вход и выход. А все остальное - гадание на кофейной гуще. В том числе и попытки объяснить, что такое "на самом деле" волновая функция.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 18:08 
Заслуженный участник


21/08/10
2462

(Оффтоп)

fred1996 в сообщении #1197389 писал(а):
По изначальному образованию я матфизик и учась в университете прослушал несколько спецкурсов по спектральной теории различных операторов.


Матфизика --- раздел математики (но не физики, несмотря на название). Далее я не про Вас лично, а вообще. По моим наблюдениям математики (в т.ч. матфизики) в подавляющем большинстве случаев (хотя исключения бывают) абсолютно не понимают квантовую физику. При всем их совершенстве в вопросах спектральной теории операторов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 18:10 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Alex-Yu в сообщении #1197401 писал(а):

(Оффтоп)

fred1996 в сообщении #1197389 писал(а):
Зачем пытаются интерпретировать волновую функцию как некое пространственное распределение вероятностей? Вероятностей чего? Нахождения электрона в данной конкретной области пространства? Но это же бред.


Я даже соглашусь, что точно в этой формулировке и при буквальном понимании слов это --- бред. Но стоит чуть-чуть изменить формулировку (или чуть-чуть иначе понимать слова), как станет уже не бред и, более того, правда. Это вероятность обнаружить в эксперименте электрон в этой области (но не вероятность нахождения там). До измерения электрон вообще нигде не находится, к нему просто не применимо понятие "где". И конечно, здесь не волновая функция, а квадрат ее модуля.

Если хотите объяснять школьникам квантовую физику, то СНАЧАЛА объясните им, причем так чтобы поняли, абзац выше. Не думаю, что у Вас (или у кого другого) это получится. Повторять заученные слова может и будут. Понимать --- нет.

Зачем рисуют? Так в приведенной мной формулировке (но не в Вашей) это вполне разумные картинки. Проблема здесь в том, что ДО ЭТИХ КАРТИНОК надо понять что такое состояние.



Ну хорошо, приведите мне эксперимент, позволяющий померять, где там электрон находится в атоме, в каком то конкретном месте атома?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 18:11 
Заслуженный участник


21/08/10
2462
fred1996 в сообщении #1197403 писал(а):
Я же предславляю атом как некий черный ящик, для которого можно сосчитать например матрицу рассеяния. То есть есть вход и выход. А все остальное - гадание на кофейной гуще. В том числе и попытки объяснить, что такое "на самом деле" волновая функция.



Советую почитать двух нобелиатов: Вайнберга "Мечты об окончательной теории" и Гайзенберга "Часть и целое". Хотя, как математику, думаю, Вам трудно будет это воспринимать (а может я в этом и заблуждаюсь). Так вот, цитирую (по смыслу, не довольно) Вайнберга. Когда-то были большие надежды на теорию S-матрицы. Эти надежды лопнули (ну, что-то осталось, но по-мелочи).

-- Вс мар 05, 2017 22:14:34 --

fred1996 в сообщении #1197405 писал(а):

Ну хорошо, приведите мне эксперимент, позволяющий померять, где там электрон находится в атоме, в каком то конкретном месте атома?


В принципе легко. Пучком очень коротковолновых (а значит имеющих право быть маленькими) пакетов гамма-излучения.

-- Вс мар 05, 2017 22:18:30 --

fred1996 в сообщении #1197403 писал(а):
что там "на самом деле" происходит в атоме, невозможно описать с точки зрения классического здравого смысла.


Но вполне можно описать с точки зрения неклассического здравого смысла :-) Правда обрести этот вид здравого смысла довольно трудно. А без математики и невозможно. Но одной только математики мало.

Вот попробуйте объяснить это школьникам. Впрочем нет, не надо, не надо издеваться над детьми. Всему свое время.

-- Вс мар 05, 2017 22:24:09 --

fred1996 в сообщении #1197403 писал(а):
Например, если у нас есть сферическая волновая функция, на основании этого один мой приятель утверждает, что электрон частично находится в самом ядре.


И он прав, иначе бы не наблюдались явления, своим происхождением обязанные так называемому контактному взаимодействию Ферми.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 18:24 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Alex-Yu в сообщении #1197404 писал(а):

(Оффтоп)

fred1996 в сообщении #1197389 писал(а):
По изначальному образованию я матфизик и учась в университете прослушал несколько спецкурсов по спектральной теории различных операторов.


Матфизика --- раздел математики (но не физики, несмотря на название). Далее я не про Вас лично, а вообще. По моим наблюдениям математики (в т.ч. матфизики) в подавляющем большинстве случаев (хотя исключения бывают) абсолютно не понимают квантовую физику. При всем их совершенстве в вопросах спектральной теории операторов.


Нет, конечно большинство задач матфизики связано с классическими сплошными средами. Но что касается теории операторов, никто мне не докажет, что мои учителя Бирман М.С. и Фаддеев Л.Д. Ничего не понимали в квантах. Конечно, кафедра матфизики очень часто может принадлежать как департаменту математики, так и физики. Наверное это налагает какой-то отпечаток. Но не думаю что существенный.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 18:34 
Заслуженный участник


21/08/10
2462
fred1996 в сообщении #1197414 писал(а):
Ничего не понимали в квантах.



А почему в прошедшем времени? Вроде Фаддеев еще жив? Не знаю, может и понимают. Фаддеев вон духов изобрел... Хотя кто его знает, это "изобретение" скорее математического, чем физического толка. Может, потому и изобрел, что не очень-то физикой заморачивался... Трудно сказать.

Ладно, мы уже совсем в дебри забрались. А мне пора. Всем всего хорошего.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 18:41 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Alex-Yu в сообщении #1197415 писал(а):
fred1996 в сообщении #1197414 писал(а):
Ничего не понимали в квантах.



А почему в прошедшем времени? Вроде Фаддеев еще жив?

Конечно. В моей памяти всегда жив.

topic115962.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 18:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Alex-Yu в сообщении #1197366 писал(а):
Чем плохо? Да они же будут думать (кое-как дочь уговорил, что это не так) что в атоме и правда есть какие-то ящики!!!

Рядом там картинки атомов, и ясно, что это не ящики, а абстракция. А "и правда" - там электронные облачка - орбитали. Вполне адекватная на каком-то уровне картинка.

Alex-Yu в сообщении #1197366 писал(а):
кое-как дочь уговорил, что это не так

Это скорее беда учителя, что не рассказал, а не учебника. В учебнике всё есть.

fred1996 в сообщении #1197377 писал(а):
Хочу напомнить вам, господа, что вся школьная физика, это в той или иной степени условности.

Однако одно дело - условности, и совсем другое - враньё. Враньём заниматься не надо.

Вранья в школьной физике сравнительно немного. Навскидку: модель Бора, и "масса, увеличивающаяся со скоростью" (и то, кое-где убрали).

-- 05.03.2017 18:52:41 --

Cos(x-pi/2)
Я тоже согласен, что это бред (хотя, скорей всего, правильную формулировку fred1996 выдавить не справится... ага, уже не справился).

Волновая функция - это намного больше, чем "распределение вероятностей", и это важнейшая вещь для её понимания. Впрочем, все люди, знающие КМ, об этом и так в курсе. Но вот слышавшие краем уха - увы, сильно страдают от её незнания.

fred1996 в сообщении #1197405 писал(а):
Ну хорошо, приведите мне эксперимент, позволяющий померять, где там электрон находится в атоме, в каком то конкретном месте атома?

Сравнительно недавно был такой поставлен, даже в жёлтую прессу просочились красивые картинки.

Alex-Yu в сообщении #1197406 писал(а):
И он прав, иначе бы не наблюдались явления, своим происхождением обязанные так называемому контактному взаимодействию Ферми.

Да даже лэмбовский сдвиг.

fred1996 в сообщении #1197414 писал(а):
Но что касается теории операторов, никто мне не докажет, что мои учителя Бирман М.С. и Фаддеев Л.Д. Ничего не понимали в квантах.

Если учитель чего-то понимает, это ещё ничего не гарантирует для ученика.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 19:01 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
fred1996 в сообщении #1197377 писал(а):
Хочу напомнить вам, господа, что вся школьная физика, это в той или иной степени условности.

Цитата:
Однако одно дело - условности, и совсем другое - враньё. Враньём заниматься не надо.

Вопрос чисто терминологический.
Когда учитель понимает условность, но не сообщает об этом ученикам, это как, условность или вранье?
Модель Бора очень прилично описывает атом с одним электроном. Это вранье? Или просто факт, указывающий на пограничное состояние между классикой и квантами?
Представтье, что электрон летает ну по очень большой орбите вокруг ядра. А вокруг ни души?
Это Бор или кванты? А теперь мы уменьшаем радиус орбиты и постепенно это превращается в кванты. Как и все в нашем мире.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 20:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/16
2395
Снаружи ускорителя
Alex-Yu в сообщении #1197317 писал(а):
Вот так и преподнести: "обычно ионные связи слабее ковалетных; а почему это так узнаете когда и если закончите университет по подходящей специальности."

Вы знаете, я прослушал на эту тему много курсов в университете (и после него). И до сих пор не то что не знаю "почему это так", но даже не знаю, что "это так". :lol:

(дисклеймер)

Естественно, гипотезы о моей некомпетентности и/или невменяемости это не отменяет. :lol:

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение05.03.2017, 20:07 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Munin в сообщении #1197429 писал(а):
Рядом там картинки атомов, и ясно, что это не ящики, а абстракция.
У нас диаграммы эти уже были, и, вроде, никто не считал, что в атомах есть ящики. Зато я потом долгое время думал (не сказать чтобы думал, но если внимание обращалось, считал самим собой разумеющимся), что уровни энергии электрона (отдельного) в нейтральном атоме водорода и, скажем, в гидрид-анионе одни и те же. Когда во втором это, строго говоря, просто не существует, т. к. там нет одноэлектронных состояний, а есть только двухэлектронные. Ну и молекулярные орбитали это описание никак не показывает. (Впрочем, какие молекулярные орбитали в школе?)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 71 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group