2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 
Сообщение13.05.2008, 16:35 
Аватара пользователя


01/08/07
57
bot
Выше я привела иррациональное уравнение точно такого же вида. То есть я лично прекрасно все понимаю.
Однако в школе все-таки придерживаются понимания ОДЗ как "области всех значений переменных, при которых все выражения, входящие в уравнения (неравенства) имеют смысл". Я согласна с Вами, что формальным определением это не является, мешают последние два слова.
Где-то я встречала определение, в котором последние два слова заменяются чем-то типа "имеют значение". Не звучит, но ближе к истине.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.05.2008, 05:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5931
Новосибирск
Sensile писал(а):
Выше я привела иррациональное уравнение точно такого же вида. То есть я лично прекрасно все понимаю.

Это Вы про $\sqrt{7-x}=x+2$?
Так и здесь хотя и можно без труда найти ОДЗю, только зачем, если после возведения в квадрат она заведомо выполнится для всех корней полученного уравнения?
Вы ведь и сами, насколько я понимаю, прекрасно это понимаете. :D
Так что тут получается ОДЗ совсем в другом смысле - значения переменной удовлетворяющие неравенству $x+2\geqslant 0$ мы допускаем к рассмотрению, а не удовлетворяющие ему - не допускаем.
Могу ещё простых примеров накидать, когда нахождение ОДЗ (в любом смысле) не только не нужно, но и невозможно для невооружённого маткадом хьюмена.
Sensile писал(а):
Я согласна с Вами, что формальным определением это не является, мешают последние два слова.

Не только это. А что такое выражение? Сидел Ваня на крыльце с выраженьем на лице ...
Одно время я и сам придерживался понимания ОДЗ в первом смысле, однако поразмыслив пришёл к выводу, что формально её можно определить только так - это все значения переменных, при которых уравнение (неравенство) справедливо. Всё остальное - от лукавого. Знал бы Дорофеев, что сделают из его безобидного сокращения, смысл которого каждый раз определяется из контекста решения?
Возможен ведь и иной вариант решения этого простенького уравнения:
Замена $\sqrt{7-x}=t$ и вуаля - квадратное уравнение $t^2+t-9=0$ с ограничением $t\geqslant 0$

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.05.2008, 05:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5495
Нов-ск
Trotil писал(а):
Я так и не понял: будет ли снижен балл, если не рассмотреть ненужное здесь ОДЗ? (хотя, предусматриваемое составителем)

Если не решите задачу, но поприседаете, похрюкате и найдёте ОДЗ, то получите примерно такую же оценку как тот, кто решил задачу, обосновал решение, но не приседал, не хрюкал и не находил ОДЗ.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.05.2008, 05:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5931
Новосибирск
Не совсем так - в инструкции сказано, что без нахождения ОДЗ никакие решения не принимаются и оцениваются нулём.
То есть тот, кто хрюкал, приседал, наворотил чёрт знает чего и в результате задачу не решил, может получить положительный балл, а для того, кто
Цитата:
решил задачу, обосновал решение, но не приседал, не хрюкал и не находил ОДЗ

уже приготовлена оценка 0.

Вот Дорофеев, о котором я говорил.
У меня этот сборник был более раннего издания, но кто-то заюзал. Попробовал скачать - чего то не получается. :(

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.05.2008, 10:35 
Аватара пользователя


01/08/07
57
bot писал(а):
Не совсем так - в инструкции сказано, что без нахождения ОДЗ никакие решения не принимаются и оцениваются нулём.
То есть тот, кто хрюкал, приседал, наворотил чёрт знает чего и в результате задачу не решил, может получить положительный балл, а для того, кто
Цитата:
решил задачу, обосновал решение, но не приседал, не хрюкал и не находил ОДЗ

уже приготовлена оценка 0.
:(

Не все так печально. Задачи части С проверяются не в Москве, а на местах. Перед началом проверки председатель комиссии дает инструкции - разбирает подробно все возможные варианты решения той или иной задачи ( в том числе, и решения обсуждаемого здесь задания без нахождения ОДЗ) и предполагаемое при этом оценивание. То, что прилагается к вариантам, - это лишь рекомендации. Их можно придерживаться, можно и не придерживаться. Главное, чтобы комиссия была здравомыслящая. Кроме того, часть С проверяют два члена комиссии независимо друг от друга и при расхождении оценок за задание более, чем на 2 балла, задача проверяется еще одним членом комиссии.
Другое дело, что большинство комиссии составляют учителя, а для многих из последних уже в крови необходимость нахождения ОДЗ.

Дорофеев у меня скачался, спасибо за ссылку. Я перезалила - может кому-то пригодится
Дорофеев

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.05.2008, 10:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5495
Нов-ск
Sensile писал(а):
То, что прилагается к вариантам, - это лишь рекомендации. Их можно придерживаться, можно и не придерживаться. Главное, чтобы комиссия была здравомыслящая. Кроме того, часть С проверяют два члена комиссии независимо друг от друга и при расхождении оценок за задание более, чем на 2 балла, задача проверяется еще одним членом комиссии.
Абсолютно неверно. Комиссия ни в коем случае не должна быть здравомыслящая.
Из-за здравомыслящих комиссий отменили устный экзамен, а затем докрепчали и до ЕГЭ.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.05.2008, 10:35 


06/05/08
13
вапр
а вы не подскажете, откуда ученик может узнать про все эти рекомендации? у меня их, например, нет, у моих друзей тоже. И как мы сможем решать задание в соответствии с ними?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.05.2008, 13:20 
Аватара пользователя


01/08/07
57
Викентий
Викентий писал(а):
а вы не подскажете, откуда ученик может узнать про все эти рекомендации? у меня их, например, нет, у моих друзей тоже. И как мы сможем решать задание в соответствии с ними?


А не надо решать в соответствии с ними..
Надо решать математически правильно.

P.S. В демонстрационном варианте ЕГЭ 2008 есть критерии оценки выполнения задач С
Скачать можно с сайта http://ege.edu.ru/
Однако задачи там другие. Кстати, и в реальном ЕГЭ задания С будут наверняка другими, так что зазубривать решения не советую.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.05.2008, 15:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5931
Новосибирск
Sensile писал(а):
Надо решать математически правильно.

Вот это правильно - делай как считаешь правильно и уповай на разумность комиссии.

А там, как повезёт.

Приятель рассказывал. Будучи завучем ФМШ, он возил работы кандидатов в медалисты на утверждение.
Не вникая в совершенно грамотное решение непростого уравнения с развлетвлённой логикой, чиновники прицепились к ответу одной из кандидаток: x=2 и x=3.
Неправильно - следует писать x=2 или x=3. Союз "и" здесь неуместен, поскольку x не может быть равным одновременно 2 и 3. Возражение, что ученица очевидно лишь перечислила элементы множества решений, во внимание принято не было. Интересно, что было бы если бы ученица перечислила эти элементы через запятую?

Ещё пример - не помню, кто рассказывал:
Если в ответе на неравенство напишешь $x>5$ вместо интервала $(5, +\infty)$ - ласкающего глаз образованного идиота, тоже можешь нарваться на неприятности.

P.S. Не стоит абсолютизировать приведённые примеры - это лишь примеры, однако и скидывать их со счёта тоже нельзя.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.05.2008, 15:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5495
Нов-ск
bot писал(а):
Если в ответе на неравенство напишешь $x>5$ вместо интервала $(5, +\infty)$ - ласкающего глаз образованного идиота, тоже можешь нарваться на неприятности.
Тогда уж объясните, что правильнее ласкает глаз: $(5, +\infty)$ или $(5; +\infty)$.
Ведь "погореть" можно на всём.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.05.2008, 16:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5931
Новосибирск
О да, оплошал - да ещё как!
Конечно же, $(a, b)$ - это ведь точка на плоскости. А ежели $b=+\infty$, то как эту хрень понимать? Точка бежит в +бесконечность по прямой $x=a$? И эта бегущая точка как паровоз тащит в эту бесконечность прицепившееся к ней слово интервал?
Полный абзац! Сажусь - два.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.05.2008, 16:47 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
bot писал(а):
Ещё пример - не помню, кто рассказывал:
Если в ответе на неравенство напишешь $x>5$ вместо интервала $(5, +\infty)$ - ласкающего глаз образованного идиота, тоже можешь нарваться на неприятности.


У меня такое в школе было :)

А ещё в школе могли снизить оценку за отсутствие полей в тетрадке. А если задача по физике, то за неправильную запись условия (там как-то в столбик всё надо было писать: "дано", "найти" и между ними горизонтальная линия, проведённая по линейке карандашом, если этого не было, то задача считалась нерешённой).

А вот другой случай. Дали мне, когда я ещё работал в ФМШ, проверять районную олимпиаду. Там задачка по геометрии имела неучтённое составителями решение. Ну и я по результатам проверки честно расставил баллы и места: тем, кто видел оба решения (один-два человека на пачку работ) --- чистый плюс, тем, кто увидел только одно --- минус с плюсом. Так вот после меня какая-то сволочь эти работы ещё раз пересмотрела и перечеркала всё моё оценивание. Сказали, что в решениях, присланных составителями, моего второго варианта нет, где-то я там, дескать, туплю, и даже если я прав (чего не может быть), то в других районах всё равно эта задача уже оценивалась в соответствии с решениями, присланными составителями... Люди там в этих комиссиях были очень упёртые и маловменяемые, разговаривать с ними и что-то им доказывать было бесполезно. В конце-концов плюнул и махнул рукой. Вот только за тех ребят, которые действительно правильно решили, было обидно.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.05.2008, 18:26 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Профессор Снэйп писал(а):
, то в других районах всё равно эта задача уже оценивалась в соответствии с решениями, присланными составителями...

Вообще-то тут они были правы. Критерии должны быть одинаковыми, даже если они не совсем разумны.

А вообще встречаются странные бздыки. В некотором царстве, в некотором государстве некогда было модно срезать баллы, если в решении писалось $\sin x$ вместо $\sin(x)$ (сейчас от этого вроде всё же отказались). А один школьник мне недавно сказал, что у них в школе, наоборот, запрещают записывать решения неравенств в виде интервалов.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.05.2008, 18:30 


19/03/08
211
А у нас наоборот если напишешь интервал в ответе , вместо к примеру $x \geq0$ ,задание не засчитывается, мол в школе не проходят теорию множеств
И вообще куча идеотизма с этим школьным экзаменом.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.05.2008, 18:37 
Экс-модератор


17/06/06
5004
bot писал(а):
Ещё пример - не помню, кто рассказывал:
Если в ответе на неравенство напишешь $x>5$ вместо интервала $(5, +\infty)$ - ласкающего глаз образованного идиота, тоже можешь нарваться на неприятности.
Это и я со школы помню, хотя у нас ЕГЭ еще не было. Это, пожалуй, одно из наиболее осмысленных требований. Типа "$x>5" -- это неравенство, которое еще надо решить (!!)

Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:

Хотя, конечно, обратные аргументы тоже убедительно звучат. Самое интересное, если в комиссии одни будут оценивать интервалы, а другие -- неравенства.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group