По-моему в школе было бы достаточно просто пару графиков привести, которые бы показывали, как будет меняться угол отклонения от вертикали со временем. Причём графиков должно быть именно несколько для разных начальных отклонений, чтобы было видно, что сначала на синус ещё более или менее похоже, но чем дальше - тем меньше схожести.
Да, графики приводить надо. Но если на этом и остановиться, то у школьников может сложиться впечатление, что вот на малых углах, колебания хорошо описываются математической функцией, а чем больше угол отклонения - тем всё хуже и хуже описывается. Чтобы разбить такое ложное представление, надо обязательно сказать, что есть другая математическая функция, которая точно описывает колебания на больших углах отклонения - да и на малых углах отклонения тоже.
В общих курсах физики для первого курса общий случай не рассматривается, но всегда оговаривается область применимости.
.
Это да. Но любой студент провинциального вуза технической специальности встанет в тупик, если его спросить, а что же будет на больших углах. Как показывает мой опыт, и преподаватели тоже встают в тупик
либо начинают нести бред. Надо все же оговаривать на лекциях "..есть другая математическая функция, которая точно описывает колебания на больших углах отклонения - да и на малых углах отклонения тоже." Всего одна короткая фраза, зато как она изменит миропонимание студентов!
(и особенно тех студентов, которые станут потом преподавателями).
А вот кстати у меня вопрос: почему ни Савельев, ни Сивухин, ни Матвеев, ни остальные авторы курса общей физики не удосужились хотя бы вставить такую коротенькую фразу в свои учебники? Или кто-то всё же вставил? Иродова не смотрел, а в Ландау-Лифшице вроде тоже нет?
Я обычно приговариваю вкратце, что будет для больших углов. На вывод времени как-то нет, да и семинар в лекцию превращать негоже, а на дом не задашь.
А как насчёт методички? Аудиторных часов не хватает, может тогда компенсировать индивидуальным теоретическим домашним заданием по методичкам кафедры?
Многие потом изучают теоретическую механику, там это иногда затрагивают (я не книги имею в виду, а занятия).
Да, тоже от вуза и от преподавателя зависит. Нелинейные динамические системы конечно же не во всякой теоретической механике проходят.
Что же касается эллиптических функций, то о них, насколько я понимаю, даже в курсе специальных функций не всегда говорят. Преимущественно обсуждают с разных сторон всякие функции Бесселя и им подобные. Хотя на мой взгляд это по большей части переписывание справочника. Лучше бы и для эллиптических функций время нашли...
Да, с учётом такого яркого физического применения, надо бы их рассматривать.
Кстати, а вот такой вопрос. В курсе общей физики, после рассмотрения свободных незатухающих колебаний, рассматриваются затухающие колебания и вынужденные колебания. Соответственно этим случаям пишутся дифференциальные уравнения. А в случае с эллиптической функцией Якоби, где-нибудь рассмотрены затухающие и вынужденные колебания?