У Германии есть такие проблемы (как и в Европе)
имхо, сложно это назвать проблемой.

На позициях постдоков и других не-профессорских позициях вполне можно прилично жить и работать. Основная тяжесть научной работы ложится, конечно же, на плечи аспирантов и постдоков, которым платят достаточно для приличного существования (а аспиранты могут иметь ещё и соц. льготы, типа земельных билетов).
БОльшая часть новоиспечённых докторов в любом случае валит в промышленность и бизнес, успевая при этом за 3-5 лет аспирантуры внести свой вклад в развитие науки.
Драка за место под солнцем в Европе серьёзная
бесспорно, но всё же, если представить иерархическую структуру академической науки в Европе в виде пирамиды (каждая ступень её -- некая статусная зона, чем выше она от земли, тем она круче, а ширина ступени -- количество людей в данной зоне), то она будет иметь мало ступенек (путь от аспиранта до профа, по-сути же, короткий:

), а ширина этих ступенек будет быстро уменьшаться. Если подумать, то это вполне нормально: наиболее творческий возраст в науке -- до 40 лет, и именно подобных в науке большинство. Профессора же занимаются выбиванием финансов, собиранием различных фактов воедино (в частности, написанием монографий, учебников, ну или на крайняк обзоров в массовых масштабах), редактурой текстов, преподаванием и т.д. (они, фактически, не производят нового знания как такового, т.е. они не пишут код, не ставят экспериментов и т.д. -- у них на это была более молодая стадия, где своим трудом они уже заслужили свою высокую позицию, поэтому теперь они могут направлять в интересные им области своих
рабов аспирантов). В преподавании тоже ущерба не возникает: профы читают поточные лекции и составляют концептуальный план преподавания дисциплин, а семинарские занятия и практикумы ведут уже семинаристы (аспиранты и постдоки).
(ах, воспоминания...)
в моей Альма-матер шарашке, например, я помню прилично случаев, когда профессора вели семинары и праки (и речь не о спецкурсах, а о поточных дисциплинах). В Европе же такое представить сложно.
поэтому поток молодых и/или перспективных направляется в Америку.
не забываем, что из этих "молодых и/или перспективных" полно (вероятнее всего порядка 90%) ранее понаехавших
в саму Германию (из той же России, Китая, Индии, Польши да хоть из Швейцарии).

Немцы то (аспиранты) сами чаще всего более настроены идти в промышленность (кст, там технические универы котируются весьма и весьма высоко).
И в России не только утечка мозгов, но и "втечка" тоже.
Вы утверждаете, что отношение этой "втечки" к "утечке" сопоставимы с тем, что наблюдается в той же Германии?!

Или хотя бы, что эта "втечка"
как-то вообще влияет на научную картину в России?!
