В теме
Литературный минимум приличного человека оказалось неожиданно много удивительных для меня оценок. Особенно странно для меня выглядит почти единодушное "осуждение" Достоевского. И, в частности, романа "Преступление и наказание". Причём со стороны тех участников форума, мнение которых мне, как минимум, интересно. Поначалу у меня не было желания возражать. Никто ведь не обязан любить Достоевского (или кого-то ещё из писателей). Но мнения ряда уважаемых мною участников форума показались мне уж слишком поверхностными. Как и мнения Набокова и Горького, процитированные
kry. (К слову, оба эти писателя, вместе взятые, кажутся мне куда менее значимыми, чем один Достоевский. Разумеется, это всего-навсего моё личное мнение, и я не призываю кого-либо его разделить.) Итак, я читал:
А Достоевский интересен даже скорее не тем, что известен населению страны, а тем что он по каким-то совершенно непонятным мне причинам известен населению других стран.
У меня сейчас от «Преступления…» остались только смутные ощущения мучений и мучений и псевдонаучных размышлений. Жизнь слишком коротка, чтобы пытаться насытиться жвачкой (резиновой).
Кроме того, участник Anton_Peplov НЕ читал Достоевского, Л. Толстого, Радищева, Фонвизина, Грибоедова, Диккенса, Золя, Данте, Петрарку, Конан Дойля, Верлена, Рембо и еще многих других.
И вряд ли вы что-то потеряли.
По прочтении нескольких романов Достоевского пришёл к выводу, что "Преступление и наказание" на мой вкус наименее удачно и интересно, а выбор именно этого произведения для школьной программы мне совершенно неясен.
- и мои брови ползли всё выше и выше. После некоторых размышлений мне захотелось объясниться. К этому подтолкнул меня и встретившийся-таки единственный положительный отзыв о писателе:
Печально как-то после прочтения нелестных отзывов о Достоевском.
Выскажу своё мнение: роман "Преступление и наказание" вовсе не о Раскольникове. Раскольников - центральный персонаж, но отнюдь не герой этого романа. А сам роман - просто о России. О той полосе истории, в которую она вступает. Когда творить чужие судьбы начнут такие вот раскольниковы.
Это роман-предвидение, роман-предостережение. С отчаянным пониманием бесполезности оного.
Цитата:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути...
Эти строчки напишет позже Пастернак, но сходное ощущение уже сверлит мозг писателя. Он видит кровавое будущее своей страны и говорит современникам своим романом: давайте всё же попробуем остаться людьми настолько, насколько это возможно.
Центральная строчка романа, по-моему, вот эта: "Тварь я дрожащая или право имею?" Сколько издевательств над ней и попыток выворачивания её смысла я встречал... А в ней, как мне кажется, заключена квинтэссенция всего романа.
Ведь с решения этого вопроса, по сути, должен начинаться путь любого революционера, любого "великого деятеля". Кто такие "великие люди истории"? Цари, полководцы, революционеры, преобразователи мира? Те, кто никогда не сомневался в своём праве убивать. Те, кто поставил себя - в собственном понимании - выше других людей. Те, для кого остальные люди - всё равно, что пыль или мусор. Именно такие люди всегда "творили историю".
Значит, чтобы стать "великим человеком", нужно вначале убить в себе просто человека. После этого ты сможешь хладнокровно убивать других. Потому что ты
сам себе дал это право.
Ну, а если я не смог перешагнуть через себя, не смог поднять руку на другого - выходит, я - "тварь дрожащая". Вот из-за чего мучился Раскольников.
Не просто ведь ради денег он убил двух старух (намеревался, правда, поначалу "только" одну). Он
убивая человека, хотел доказать себе, что сам он - человек. Или, может, сверхчеловек.
Правда, в нём оказалось недостаточно цинизма. Его преступление сломало его - и он понёс наказание.
А если бы не сломало? Тогда, очень вероятно, что не понёс бы. Самые кошмарные палачи, угробившие миллионы или десятки миллионов жизней, в большинстве своём умирали в собственной постели. Оставаясь при власти и при регалиях.
Вот об этом и предупредил нас писатель. Появились раскольниковы. Те, кто учится убивать, но ещё колеблется.
Люди, будьте бдительны! Вслед за ними придут те, кто уже колебаться не станет. Кто пустит кровь рекой, считая это своим правом.
Вот что хотел сказать Достоевский своим романом. Во всяком случае, мне видится это так.
И чего стоят на фоне таких мыслей слова автора какой-то дурацкой "Лолиты"? Лично для меня это вопрос риторический.