2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Задача "Линия "погони".
Сообщение11.07.2006, 20:56 


30/06/06
313
Кому интересно, может попробовать решить такую задачу из областной олимпиады 2005 года.

Условие задачи:
Хозяин собаки стоит на перекрестке двух взаимно перпендикулярных дорог, а его собака -
на одной из дорог на расстоянии $a$ от перекрестка. Поразмыслив, хозяин пускается в путь
по одной дороге со скоростью $v$, а собака устремляется к нему со скоростью $2v$,
направленной в каждый момент времени по прямой, соединяющей ее мгновенное положение
с мгновенным положением хозяина.
Определить кривую, описываемую собакой (линию "погони").

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.07.2006, 22:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/10/05
1142
Это наверняка будет парабола. У меня была похожая задачка по дифф гео: даны оси $x, y, z$ и две точки. Одна точка лежит в (0,0,0) и будет двигаться по положительной оси $z$, а вторая точка лежит на оси $y$ и имеет координаты (0,а,0). Эта точка будет двигаться параллельно оси $x$. Надо было показать, что прямые соединяющии обе точки, образуют регулярную поверхность.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.07.2006, 23:24 


21/06/06
1721
А может ли что-нибудь дат такое рассуждение:
Собака двигается по палке со скоостью 2v, один конец которой поднимается вверх со скоростью v ?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.07.2006, 23:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17999
Москва
Sasha2 писал(а):
А может ли что-нибудь дат такое рассуждение:
Собака двигается по палке со скоостью 2v, один конец которой поднимается вверх со скоростью v ?


Нет. Скорость (относительно хозяина и относительно Земли) собаки, бегущей по движущейся палке, отличается от скорости собаки, бегущей по полю.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.07.2006, 23:50 


21/06/06
1721
Так один этот конец палки, который движется со скоростью v, и представляет собой хозяина, движещегося с этой скоростью.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение12.07.2006, 00:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
Эта задача решается в общем случае как $x(y)$, причем функция не выглядит обратимой (в компактной форме). При соотношении скоростей $\frac{v_\text{соб}}{v_\text{хоз}}=2$ имеем $x(y) = \frac{a}{3}\left(2 - 3 \sqrt\frac{y}{a}+(\frac{y}{a})^{3/2}\right)$. Собака догоняет хозяина в точке $x = \frac{2a}{3}$, через $t = \frac{2a}{3v_\text{хоз}}$.

 Профиль  
                  
 
 Дык.. обычный дифур второго порядка
Сообщение12.07.2006, 00:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/07/05
210
МехМат МГУ
Считать скучновато, а вообще система дифуров легко пишется. Если считать, что (x,y) - координаты собаки, то у нас есть условие $\dot x^2 + \dot y^2 = 4v^2$, а движение хозяина описывается функциями $(x_0(t),y_0(t)) = (0, vt)$. ну вот, при этом есть условие, что прямая $(x+\lambda\dot x , y + \lambda \dot y)$ всегда проходит через точку $(x_0,y_0)$. Это даёт второй дифур:
$x + \lambda \dot x = 0$, откуда $\lambda = -\frac{x}{\dot x}$, приравниваем, получаем уравнение $y -\frac{x}{\dot x} \dot y = v t $.
С начальными условиями проблем нет. Остаётся посчитать... Уфф. Не в этой жизни.

А, ну да... Незваный гость опередил... Спасибо. Интересно, наврал ли я в выкладках.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение12.07.2006, 02:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17999
Москва
Sasha2 писал(а):
Так один этот конец палки, который движется со скоростью v, и представляет собой хозяина, движещегося с этой скоростью.


Когда собака бежит по движущейся палке, их скорости складываются. А когда собака бежит по полю, её скорость ни с чем не складывается.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.07.2006, 11:50 


09/01/06
23
незваный гость
А Вы н могли бы выложить решение по-подробнее? Интересно всё-таки. :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.04.2008, 16:14 
Аватара пользователя


22/03/06
994
Хотелось бы ещё раз приподнять эту тему, так как в интернете есть несколько мест, где выложена формула траектории, но ни слова о методе решения системы дифуров. Может быть кто-нибудь знает как её решить?

На всякий случай запишу её в общем виде здесь:

$\mathbf{V}$ - скорость цели
x,y - координаты догоняющей точки, $\mathbf{v}$ - её скорость
x.y с точками - производные по времени

$ \frac y {\mathbf{V}t-x}$ $  = \frac {dy} {dx} $

$  \dot \ x^2 + \dot \ y^2 = {\mathbf{v}}^2 $

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.04.2008, 20:08 


30/03/08
196
St.Peterburg
Mopnex писал(а):
Хотелось бы ещё раз приподнять эту тему, так как в интернете есть несколько мест, где выложена формула траектории, но ни слова о методе решения системы дифуров. Может быть кто-нибудь знает как её решить?

На всякий случай запишу её в общем виде здесь:

$\mathbf{V}$ - скорость цели
x,y - координаты догоняющей точки, $\mathbf{v}$ - её скорость
x.y с точками - производные по времени

$ \frac y {\mathbf{V}t-x}$ $  = \frac {dy} {dx} $

$  \dot \ x^2 + \dot \ y^2 = {\mathbf{v}}^2 $


Пусть заяц бежит по прямой со скоростью U = const , а лиса догоняет зайца со скоростью V = const. Вектор скорости лисы всегда направлен на зайца . В начальный момент скорость лисы перпендикулярна скорости зайца.
Перейдем в систему координат связанную с зайцем. Тогда уравнение движения лисы в системе координат связанной с зайцем :
$ r\frac {d\varphi}{dt} = U* cos(\varphi)$

$ \frac {d{r}}{dt} = -V + U* sin(\varphi) $

где r - радиус вектор лисы ; $ {\varphi}$ - угол между нормалью к прямой и r ; Решение этой системы : $ r(\varphi)= \frac {ro} {cos(\varphi)tg^{\alpha}{({\varphi}/2}+{\pi}/4)} $ - кривая погони в системе координат связанной с зайцем; где $ {ro}$ - начальное расстояние между животными; $ {\alpha} = V/U $;
Лиса догоняет зайца при $ {\alpha} >1 , {\varphi}= {\pi}/2$;
Интересно что при $ {\alpha} = 1 $ лиса приблизится к зайцу на расстояние ro/2;

Зависимость для времени следующая : $ t(\varphi)= \frac {ro}{ U{({\alpha}^2-1})}}(\alpha - {({\frac{ 1-sin(\varphi)  } {cos(\varphi)}}})} ^{\alpha}    {({ \frac{{\alpha}+sin(\varphi)}{cos(\varphi)}    })})$;

т.е. время за которое лиса догонит зайца : Т = $ t({\pi}/2) = \frac{{roV}}{V^2-U^2}$;

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.04.2008, 21:51 
Модератор
Аватара пользователя


11/01/06
5710
Вспомнилась известная открытая проблема о перемещении дивана :lol:

 Профиль  
                  
 
 Re:
Сообщение02.08.2016, 16:19 
Аватара пользователя


26/03/13
326
Russia
Sergic Primazon в сообщении #114422 писал(а):
Mopnex писал(а):
Хотелось бы ещё раз приподнять эту тему, так как в интернете есть несколько мест, где выложена формула траектории, но ни слова о методе решения системы дифуров. Может быть кто-нибудь знает как её решить?

На всякий случай запишу её в общем виде здесь:

$\mathbf{V}$ - скорость цели
x,y - координаты догоняющей точки, $\mathbf{v}$ - её скорость
x.y с точками - производные по времени

$ \frac y {\mathbf{V}t-x}$ $  = \frac {dy} {dx} $

$  \dot \ x^2 + \dot \ y^2 = {\mathbf{v}}^2 $


Пусть заяц бежит по прямой со скоростью U = const , а лиса догоняет зайца со скоростью V = const. Вектор скорости лисы всегда направлен на зайца . В начальный момент скорость лисы перпендикулярна скорости зайца.
Перейдем в систему координат связанную с зайцем. Тогда уравнение движения лисы в системе координат связанной с зайцем :
$ r\frac {d\varphi}{dt} = U* cos(\varphi)$

$ \frac {d{r}}{dt} = -V + U* sin(\varphi) $

где r - радиус вектор лисы ; $ {\varphi}$ - угол между нормалью к прямой и r ; Решение этой системы : $ r(\varphi)= \frac {ro} {cos(\varphi)tg^{\alpha}{({\varphi}/2}+{\pi}/4)} $ - кривая погони в системе координат связанной с зайцем; где $ {ro}$ - начальное расстояние между животными; $ {\alpha} = V/U $;
Лиса догоняет зайца при $ {\alpha} >1 , {\varphi}= {\pi}/2$;
Интересно что при $ {\alpha} = 1 $ лиса приблизится к зайцу на расстояние ro/2;

Зависимость для времени следующая : $ t(\varphi)= \frac {ro}{ U{({\alpha}^2-1})}}(\alpha - {({\frac{ 1-sin(\varphi)  } {cos(\varphi)}}})} ^{\alpha}    {({ \frac{{\alpha}+sin(\varphi)}{cos(\varphi)}    })})$;

т.е. время за которое лиса догонит зайца : Т = $ t({\pi}/2) = \frac{{roV}}{V^2-U^2}$;


Подскажите как изменятся уравнения если в начальный момент лиса находится позади зайца и соответственно вектор её скорости на перпендикулярен вектору скорости зайца?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group