2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Задача "Линия "погони".
Сообщение11.07.2006, 20:56 


30/06/06
313
Кому интересно, может попробовать решить такую задачу из областной олимпиады 2005 года.

Условие задачи:
Хозяин собаки стоит на перекрестке двух взаимно перпендикулярных дорог, а его собака -
на одной из дорог на расстоянии $a$ от перекрестка. Поразмыслив, хозяин пускается в путь
по одной дороге со скоростью $v$, а собака устремляется к нему со скоростью $2v$,
направленной в каждый момент времени по прямой, соединяющей ее мгновенное положение
с мгновенным положением хозяина.
Определить кривую, описываемую собакой (линию "погони").

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.07.2006, 22:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/10/05
1142
Это наверняка будет парабола. У меня была похожая задачка по дифф гео: даны оси $x, y, z$ и две точки. Одна точка лежит в (0,0,0) и будет двигаться по положительной оси $z$, а вторая точка лежит на оси $y$ и имеет координаты (0,а,0). Эта точка будет двигаться параллельно оси $x$. Надо было показать, что прямые соединяющии обе точки, образуют регулярную поверхность.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.07.2006, 23:24 


21/06/06
1721
А может ли что-нибудь дат такое рассуждение:
Собака двигается по палке со скоостью 2v, один конец которой поднимается вверх со скоростью v ?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.07.2006, 23:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17992
Москва
Sasha2 писал(а):
А может ли что-нибудь дат такое рассуждение:
Собака двигается по палке со скоостью 2v, один конец которой поднимается вверх со скоростью v ?


Нет. Скорость (относительно хозяина и относительно Земли) собаки, бегущей по движущейся палке, отличается от скорости собаки, бегущей по полю.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.07.2006, 23:50 


21/06/06
1721
Так один этот конец палки, который движется со скоростью v, и представляет собой хозяина, движещегося с этой скоростью.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение12.07.2006, 00:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
Эта задача решается в общем случае как $x(y)$, причем функция не выглядит обратимой (в компактной форме). При соотношении скоростей $\frac{v_\text{соб}}{v_\text{хоз}}=2$ имеем $x(y) = \frac{a}{3}\left(2 - 3 \sqrt\frac{y}{a}+(\frac{y}{a})^{3/2}\right)$. Собака догоняет хозяина в точке $x = \frac{2a}{3}$, через $t = \frac{2a}{3v_\text{хоз}}$.

 Профиль  
                  
 
 Дык.. обычный дифур второго порядка
Сообщение12.07.2006, 00:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/07/05
210
МехМат МГУ
Считать скучновато, а вообще система дифуров легко пишется. Если считать, что (x,y) - координаты собаки, то у нас есть условие $\dot x^2 + \dot y^2 = 4v^2$, а движение хозяина описывается функциями $(x_0(t),y_0(t)) = (0, vt)$. ну вот, при этом есть условие, что прямая $(x+\lambda\dot x , y + \lambda \dot y)$ всегда проходит через точку $(x_0,y_0)$. Это даёт второй дифур:
$x + \lambda \dot x = 0$, откуда $\lambda = -\frac{x}{\dot x}$, приравниваем, получаем уравнение $y -\frac{x}{\dot x} \dot y = v t $.
С начальными условиями проблем нет. Остаётся посчитать... Уфф. Не в этой жизни.

А, ну да... Незваный гость опередил... Спасибо. Интересно, наврал ли я в выкладках.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение12.07.2006, 02:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17992
Москва
Sasha2 писал(а):
Так один этот конец палки, который движется со скоростью v, и представляет собой хозяина, движещегося с этой скоростью.


Когда собака бежит по движущейся палке, их скорости складываются. А когда собака бежит по полю, её скорость ни с чем не складывается.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.07.2006, 11:50 


09/01/06
23
незваный гость
А Вы н могли бы выложить решение по-подробнее? Интересно всё-таки. :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.04.2008, 16:14 
Аватара пользователя


22/03/06
994
Хотелось бы ещё раз приподнять эту тему, так как в интернете есть несколько мест, где выложена формула траектории, но ни слова о методе решения системы дифуров. Может быть кто-нибудь знает как её решить?

На всякий случай запишу её в общем виде здесь:

$\mathbf{V}$ - скорость цели
x,y - координаты догоняющей точки, $\mathbf{v}$ - её скорость
x.y с точками - производные по времени

$ \frac y {\mathbf{V}t-x}$ $  = \frac {dy} {dx} $

$  \dot \ x^2 + \dot \ y^2 = {\mathbf{v}}^2 $

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.04.2008, 20:08 


30/03/08
196
St.Peterburg
Mopnex писал(а):
Хотелось бы ещё раз приподнять эту тему, так как в интернете есть несколько мест, где выложена формула траектории, но ни слова о методе решения системы дифуров. Может быть кто-нибудь знает как её решить?

На всякий случай запишу её в общем виде здесь:

$\mathbf{V}$ - скорость цели
x,y - координаты догоняющей точки, $\mathbf{v}$ - её скорость
x.y с точками - производные по времени

$ \frac y {\mathbf{V}t-x}$ $  = \frac {dy} {dx} $

$  \dot \ x^2 + \dot \ y^2 = {\mathbf{v}}^2 $


Пусть заяц бежит по прямой со скоростью U = const , а лиса догоняет зайца со скоростью V = const. Вектор скорости лисы всегда направлен на зайца . В начальный момент скорость лисы перпендикулярна скорости зайца.
Перейдем в систему координат связанную с зайцем. Тогда уравнение движения лисы в системе координат связанной с зайцем :
$ r\frac {d\varphi}{dt} = U* cos(\varphi)$

$ \frac {d{r}}{dt} = -V + U* sin(\varphi) $

где r - радиус вектор лисы ; $ {\varphi}$ - угол между нормалью к прямой и r ; Решение этой системы : $ r(\varphi)= \frac {ro} {cos(\varphi)tg^{\alpha}{({\varphi}/2}+{\pi}/4)} $ - кривая погони в системе координат связанной с зайцем; где $ {ro}$ - начальное расстояние между животными; $ {\alpha} = V/U $;
Лиса догоняет зайца при $ {\alpha} >1 , {\varphi}= {\pi}/2$;
Интересно что при $ {\alpha} = 1 $ лиса приблизится к зайцу на расстояние ro/2;

Зависимость для времени следующая : $ t(\varphi)= \frac {ro}{ U{({\alpha}^2-1})}}(\alpha - {({\frac{ 1-sin(\varphi)  } {cos(\varphi)}}})} ^{\alpha}    {({ \frac{{\alpha}+sin(\varphi)}{cos(\varphi)}    })})$;

т.е. время за которое лиса догонит зайца : Т = $ t({\pi}/2) = \frac{{roV}}{V^2-U^2}$;

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.04.2008, 21:51 
Модератор
Аватара пользователя


11/01/06
5710
Вспомнилась известная открытая проблема о перемещении дивана :lol:

 Профиль  
                  
 
 Re:
Сообщение02.08.2016, 16:19 
Аватара пользователя


26/03/13
326
Russia
Sergic Primazon в сообщении #114422 писал(а):
Mopnex писал(а):
Хотелось бы ещё раз приподнять эту тему, так как в интернете есть несколько мест, где выложена формула траектории, но ни слова о методе решения системы дифуров. Может быть кто-нибудь знает как её решить?

На всякий случай запишу её в общем виде здесь:

$\mathbf{V}$ - скорость цели
x,y - координаты догоняющей точки, $\mathbf{v}$ - её скорость
x.y с точками - производные по времени

$ \frac y {\mathbf{V}t-x}$ $  = \frac {dy} {dx} $

$  \dot \ x^2 + \dot \ y^2 = {\mathbf{v}}^2 $


Пусть заяц бежит по прямой со скоростью U = const , а лиса догоняет зайца со скоростью V = const. Вектор скорости лисы всегда направлен на зайца . В начальный момент скорость лисы перпендикулярна скорости зайца.
Перейдем в систему координат связанную с зайцем. Тогда уравнение движения лисы в системе координат связанной с зайцем :
$ r\frac {d\varphi}{dt} = U* cos(\varphi)$

$ \frac {d{r}}{dt} = -V + U* sin(\varphi) $

где r - радиус вектор лисы ; $ {\varphi}$ - угол между нормалью к прямой и r ; Решение этой системы : $ r(\varphi)= \frac {ro} {cos(\varphi)tg^{\alpha}{({\varphi}/2}+{\pi}/4)} $ - кривая погони в системе координат связанной с зайцем; где $ {ro}$ - начальное расстояние между животными; $ {\alpha} = V/U $;
Лиса догоняет зайца при $ {\alpha} >1 , {\varphi}= {\pi}/2$;
Интересно что при $ {\alpha} = 1 $ лиса приблизится к зайцу на расстояние ro/2;

Зависимость для времени следующая : $ t(\varphi)= \frac {ro}{ U{({\alpha}^2-1})}}(\alpha - {({\frac{ 1-sin(\varphi)  } {cos(\varphi)}}})} ^{\alpha}    {({ \frac{{\alpha}+sin(\varphi)}{cos(\varphi)}    })})$;

т.е. время за которое лиса догонит зайца : Т = $ t({\pi}/2) = \frac{{roV}}{V^2-U^2}$;


Подскажите как изменятся уравнения если в начальный момент лиса находится позади зайца и соответственно вектор её скорости на перпендикулярен вектору скорости зайца?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: scwec


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group