MihrПослушайте, вот какая разница, что там могут признать живым и разумным люди?.. Какая разница, признает ли оно живыми и разумными нас?.. Вы прицепляете к моим словам какие-то левые идеи, а потом заявляете, что "не взлетит". Конечно, не взлетит, с таким-то балластом. :)
Отвлекитесь, пожалуйста, на время от попыток донести свою точку зрения (которую я уже давно понял) и попробуйте вникнуть в мою.
Но не исключено, что если бы эти определения у нас были, нам следовало бы признать живым и разумным существом нечто совершенно не похожее на нас. Возможно даже, находящееся в определённом смысле на более высоком уровне развития, чем мы. Но "чисто интуитивно" не воспринимаемое нами как живое. И, возможно, в свою очередь, не воспринимающее нас ни как разумных существ, ни как просто живых. То есть, представим себе, что имеет место не отсутствие достаточно высокого уровня самоорганизации материи, чтобы считать его разумной жизнью, а всего лишь взаимное (или одностороннее) неузнавание - именно в силу отсутствия определений жизни и разума, а значит и критериев, по которым их можно выделить. Это проблема? Да, с моей точки зрения, это хотя и умозрительная на сегодняшний день, но проблема.
А с моей точки зрения, эта проблема совершенно не имеет отношения к тому, что я говорю.
Понимаете, "высокий уровень самоорганизации материи" будет существовать независимо от того, можем мы его распознать или нет. Так же, как и мы сами безусловно являемся живыми и разумными, что бы по этому поводу ни думали шибко умные мыслящие облака межзвёздной пыльцы из туманности Андромеды.
Ваши возражения, уж простите, из разряда философских заморочек вроде: "Производит ли звук падающее дерево в лесу, если этого никто не слышит?" — когда-то этот вопрос всерьёз занимал мыслителей. :) Современная физика даёт однозначный ответ: да, падающее дерево производит звук, звуковые колебания воздуха и почвы всегда возникают, независимо от того, есть ли рядом кто-то, способный их воспринять.
Точно так же, "достаточно высокий уровень самоорганизации материи" будет существовать независимо от возможности людей или каких-то иных существ его распознать.
Представьте, что смотрите глазами всезнающего божества или пользуетесь специальным волшебным прибором, поэтому способны распознать
любую жизнь и
любой разум, в
любом их проявлении. Вам не требуется никакого строгого определения жизни и разума, не нужно ломать голову и сопоставлять данные, Вы просто наводите приборчик на объект, и лампочка либо загорается, либо нет. :) Если лампочка загорелась — перед Вами "достаточно высокий уровень самоорганизации материи" в моём понимании.
(Оффтоп)
Фильм 'Кин-дза-дза!' писал(а):
— А пацаки и чатлане это национальность?
— Нет.
— Биологический фактор?
— Нет.
— Каста?
— Нет.
— Лица с других планет?
— Нет.
— А чем они друг от друга отличаются?
— Ты что, дальтоник, Скрипач? Зелёный цвет от оранжевого отличить не можешь?
Это свойство объективной реальности — существовать независимо от мнения наблюдателя (и наличия у него волшебных детекторов). Жизнь и разум существуют независимо от того, способен ли кто-то посторонний заценить данный факт.
С одним лишь условием — если законы физики, действующие во вселенной, это допускают. :) Если же законы физики не позволяют существовать достаточно сложно организованной материи, то и жизни никакой не будет. Ни такой, которую мы смогли бы узнать, ни такой, которую мы распознать не в состоянии. Вообще тупо никакой жизни не будет.
Например, вообразите вселенную, наполненную одними лишь нейтрино, носящимися в разных направлениях — в ней может случайно возникнуть разве что Больцмановский мозг, да и это довольно сложно себе представить. :)
Нет. Это не определение. И даже не "кусочек определения". И не самая существенная сторона жизни.
Да что Вы говорите? :) А я вот считаю иначе. Ведь сложность внутренней структуры — это единственное универсальное свойство жизни и разума, т.е. применимое к абсолютно любым проявлениям жизни и разума (независимо от того, можем мы их распознать или нет). Разумеется, неживая материя тоже может быть сложно организована, поэтому сложность внутренней структуры является необходимым свойством жизни и разума, но не достаточным. Однако это очень важное свойство, одно из самых важных.
Если Вы со мной не согласны и у Вас достаточно богатое воображение, чтобы представить себе, к примеру, мыслящий живой электрон — элементарную частицу без внутренней структуры — то это Ваше право. Но для безапелляционных заявлений вроде "это не определение, даже не кусочек определения и не самая существенная сторона жизни" было бы неплохо привести какие-то аргументы, а не просто "сказал, как отрезал".
Теперь ответьте, пожалуйста, на главное моё возражение по поводу тезиса о "невероятности жизни":
Я говорил о том, что бессмысленно оценивать вероятность возникновения разумной жизни, не имея ни определений понятий "жизнь" и "разум", ни вообще какого-либо числового материала для этих оценок.
Надеюсь, верхняя часть моего поста является достаточно подробным ответом по поводу определений.
Что же касается "числового материала", то тут крыть нечем, "числового материала" у меня нет. :)
А у Вас есть "числовой материал", к примеру, чтобы оценить вероятность найти живой инопланетный организм у себя в туалете, когда откроете дверь?.. Или Вы всё-таки положитесь на здравый смысл при оценке вероятности данного события? :) Только не забудьте,
Здравым смыслом в науке обычно называют комплекс устойчивых заблуждений.