Freude За каждой идеей стоит причина, по которой мы обратили на нее внимание, уровень ее теоретической проработанности, объем данных, которые ее подтверждают, множество других идей, с которыми она согласуется, ее значимость для тех концепций, частью которых она может являться. Все это определяет ее статус, и чтобы идея вообще имела место в научном мировоззрении, ей вовсе не обязательно соответствовать высоким требованиям по каждому пункту, достаточно того, что мы понимаем, каково ее положение на текущий момент.
Например, некоторое предположение может оказаться рабочей гипотезой за неимением альтернативы, если мы об этом помним и не откажемся от лучшего варианта, когда он появится, ничего ненаучного в нашей картине мира не возникает. И наоборот, если в пользу такого предположения уже накопился значительный объем материала, с научной точки зрения было бы непродуктивно считать, что любая, таким же образом взятая с потолка альтернатива, ничем не хуже.
Вера в сверхъестественное соответствует ситуации, когда часть идей создают свой лунапарк, где положение каждой из них определяется какими-то особыми соображениями, не связанными с задачей обеспечить достоверность общей картины. Если именно такие идеи являются для человека основными, его мировоззрение приобретает черты религиозного. При этом подход, который используете здесь вы, по-видимому, вообще не подразумевает для основных утверждений возможности не быть сверхъестественными. Понятно, что все более или менее осмысленные мировоззрения в таком случае должны казаться вам религиозными, только это результат вашего выбора, а не их особенность.
В науке базовые идеи не имеют каких-то принципиально иных свойств, более того, текущее положение в основе ничего им не гарантирует. То, что они достаточно устойчивы и при этом часто не сопровождаются обоснованиями, связано с их статусом, а не с нашей всеобщей религиозностью. Если бы их легко можно было обосновать, статус основных получили бы те утверждения, с помощью которых мы бы это сделали, а если бы они менялись каждый раз, когда кто-то скажет, что "все это может быть и так и этак", научное знание прирастало бы значительно медленнее. При этом они вовсе не выбраны произвольно, в чем легко убедиться, если попытаться выкинуть или заменить что-нибудь, вызывающее у вас сомнение.
|