Рассмотрим общий случай кривой, заданной неявно:
![$F(x, y)=0$ $F(x, y)=0$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/e/e/8/ee85e3f643ef93955253e162177c411482.png)
. Она отделяет друг от друга области
![$F>0$ $F>0$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/b/7/bb7976be13ce51836fe9037f163c683d82.png)
и
![$F<0$ $F<0$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/a/8/6a8fc755f3365b7fad29280dc6091f1a82.png)
. Чтобы не гадать, где какая область, можно найти вектор градиента
![$(\frac{\partial F}{\partial x}, \frac{\partial F}{\partial y})$ $(\frac{\partial F}{\partial x}, \frac{\partial F}{\partial y})$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/9/7/097c93f3ca650049de0ad216868d79a182.png)
. Он направлен в сторону возрастания
![$F$ $F$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/8/b/b8bc815b5e9d5177af01fd4d3d3c2f1082.png)
(если только не равен нулю). В точках на кривой градиент перпендикулярен самой кривой, поэтому указывает на область
![$F>0$ $F>0$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/b/7/bb7976be13ce51836fe9037f163c683d82.png)
«яснее некуда».
Для наших прямых
![$x+a=0$ $x+a=0$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/b/c/0bcc6202a7ba44eb37390642cded284082.png)
и
![$x+3a+5=0$ $x+3a+5=0$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/9/2/29294fbc36b3360fc3de6a55a87c71c582.png)
градиенты равны соответственно
![$(1,1)$ $(1,1)$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/a/8/6a8b4ac498753592cf18e12e85ace49182.png)
и
![$(1,3)$ $(1,3)$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/7/5/7757d22c16a4790082478e8bede5a72282.png)
(в общем случае градиент зависит от точки).
Осторожно: на Вашем графике переменная
![$x$ $x$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/3/2/332cc365a4987aacce0ead01b8bdcc0b82.png)
соответствует переменной
![$a$ $a$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/4/b/44bc9d542a92714cac84e01cbbb7fd6182.png)
задачи, а переменная
![$y$ $y$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/d/e/c/deceeaf6940a8c7a5a02373728002b0f82.png)
соответствует
![$x$ $x$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/3/2/332cc365a4987aacce0ead01b8bdcc0b82.png)
задачи. Чтобы не было путаницы, для проверки сказанного лучше воспользуйтесь моим графиком.