Да поместить Вас в запертую комнату, и предупредить, что есть ровно один способ получить еду: нажать красную кнопку. Если и правда не видите красного цвета - помрете с голода
Есть некоторая разница в том, чтобы реагировать на красный цвет и иметь ощущение красного цвета. Можно сделать робота, который в описанной ситуации (вместо еды ему... какая-нибудь батарейка нужна наверное) нажмёт на красную кнопку, не имея при этом ощущения красного цвета.
Я, если кто еще не понял, не верю ни в наличие субъективных ощущений, ни в их отсутствие... Давайте сосредоточимся на простом, простеньком вопросе: каков смысл такого понятия, как "субъект"? В частности, как определить, что оный субъект вообще существует, а не является нашим заблуждением? А если никак, то, может, задумаемся - зачем нам такое понятие, которое не факт что вообще есть? Может, в дальнейшем постараемся обойтись только теми, о которых можно сказать хоть что-то определенное?
Честно, удивлен. Я ведь все это время повторяю ровно одну и ту же мысль, только разными словами, меня скоро в бан, наверное, отправят, ибо сколько можно уже. Как вообще возможно меня не понять, для меня тайна, но вот вы как-то ухитряетесь.
Для меня и
aa_dav ровно такая же необъяснимая тайна, как человек может сомневаться в своей способности определить, является ли он субъектом. Сосредоточьтесь на своём ощущении красного цвета, когда вы глядите на что-то красное. Разве это не явление, которое реально происходит? Разве это не субъективное ощущение? Разве сводится оно только к вашей способности отличить, где красное, а где не красное - это может и робот, и эту способность можно проверить экспериментально. Но Ваше ощущение красного цвета - это не только способность отличить красное от не-красного, это то, что вы чувствуете, глядя на красный цвет.
Это была отчаянная попытка перекинуть мост между нашими точками зрения. Наверняка она не даст результата. Но я сделал всё, что мог - больше у меня нет возможности что-то объяснить.
Но вы же знаете, что т. н. субъективным ощущениям нельзя доверять. Они часто не соответствуют никакому интересному реальному явлению вне организма, как фантомные боли или зрительный шум при низком освещении. Вы же знаете, что убеждения часто бывают совершенно никуда не годящимися: вот на днях одному человеку показалось, что какая-то штуковина вращается одновременно вокруг двух осей (может быть, если бы говорили аккуратнее о вращениях в плоскостях, ошибок было бы меньше? Не знаю).
О связи с реальностью я здесь вообще ничего не говорил и не говорю! Я говорю только о существовании субъективных ощущений, вне зависимости от того, связаны они с физическим миром или не связаны.
Смаллиан вообще часто хорошо писал. Правда, здесь он, скорее, на стороне здравомыслия. (
)
Смаллиан здесь не совсем на моей стороне. И всё же глупо выглядит Эпистемолог, обращающийся к машине, чтобы узнать, каковы его убеждения. И когда Франк уверен, что он знает лучше машины, кажется или не кажется ему книга красной, я на стороне Франка. Даже несмотря на то, что в конце приводятся доводы в пользу машины)
Мне кажется нет, и, более того, насколько я понимаю у нас общая точка зрения о "Мире", в которой самоощущениями обладает там даже электрон. "Дыхание Брахмы переживает каждую частичку мира, как и весь его в совокупности.". У меня тут другие сумасбродные гипотезы возникают - что там квантовые неопределенности (или многомировые интерпретации) - это проявление "свободы воли Брахмы" на мельчайших уровнях.
aa_dav, боюсь, что нет, у нас с Вами не общая точка зрения. Когда я говорил об осознающем Мире, это не было утверждением (которое неминуемо выходило бы за пределы научной картины мира!), но только представлением. Осознающий Мир - это для меня просто совокупность всех субъектов в этом Мире, и ничего больше; и такое представление не добавляет совершенно ничего к утверждению, что все субъективные ощущения есть реальные, происходящие в Мире процессы. Является ли электрон осознающим? - ой не факт. Про Брахму дальше здесь будет оффтоп, и про Брахму и буддизм здесь я говорить не буду.
-- 25.02.2016, 22:17 --Ну то есть Вы согласны, что у Вас попросту нет ответа на мой вопрос?
Я не согласен, и это кристально ясно для меня; точно так же мне ясно, что этот ответ я не способен каким-либо образом до Вас донести.