Viktor92, с Вашего позволения изрядно позанудствую:
Имхо, не стоит уделять всё своё внимание определениям терминов, сформулированным очень абстрактно, да к тому же с не раскрытым явно смыслом выражений в кавычках, типа "максимальная информация"... Плюньте сейчас на это; обобщениями займётесь после того, как освоите необходимый минимум квантово-механических формул, и разберёте стандартный джентльменский набор учебных КМ-задач.
Пока у Вас не закрепятся в голове простейшие
конкретные примеры КМ-задач, всякие обобщённые формулировки, скорее всего, будут оставаться непонятными.
Имхо, начните как все ученики - с учебных задач об одномерном движении одной частицы в статическом потенциале
(включая и случай свободного движения:
Основной пример оператора физической величины в квантовой механике одномерного движения частицы - оператор Гамильтона
для частицы. Его собственные функции это т.н. стационарные состояния, называемые также состояниями с определёнными значениями энергии
Их линейными суперпозициями будут описываться нестационарные состояния, и среди них есть очень интересные с учебно-воспитательной точки зрения.
Например, важный вид нестационарных состояний свободной частицы это т.н.
волновые пакеты. А в задаче о квантовом гармоническом осцилляторе особенно интересны из нестационарных состояний т.н.
когерентные состояния. Уверяю Вас, в этих сюжетах вскрывается очень много поучительных фактов: о связи импульсной и координатной ширин пакета, о его расплывании; о временн
oй динамике когерентных состояний и среднего значения координаты осциллятора, о связи квантово-механических средних значений с классической картиной одномерного движения частицы. Всё это в начале учёбы намного важнее, чем довольно пустяковый вопрос о терминах "чистое" и "смешанное" состояние; к этим терминам вернётесь позже, на базе уже вполне конкретных знаний, и вопрос сам собой легко разъяснится.
Уже в 1-мерных задачах об одной частице Вы столкнётесь с важными квантовыми эффектами "надбарьерного отражения" и "туннелирования". А если потенциал
имеет вид ямы, как, например, в случае гармонического осциллятора, то Вы изучите явление "квантования энергии", познакомитесь с понятием "нулевые колебания" и научитесь количественно оценивать КМ-характеристики движения частицы из соотношений неопределённости Гейзенберга.
В таких задачах Вы получите и примеры конкретной математической техники, применяемой для решения уравнения Шредингера (пусть хотя бы в простейших случаях); обнаружите огромную роль т.н. "граничных условий", налагаемых на волновые функции, и это приведёт Вас к гораздо более осознаному пониманию термина "оператор". Разложение волновой функции по собственным функциям гамильтониана, важное для анализа динамики квантового состояния, послужит конкретным примером разложений функций по системам ортонормированных функции
, и способствует пониманию логической структуры квантовой теории и её интерпретации. В сюжетах о связи между координатным и импульсным представлением у Вас возникнет естественный повод хорошенько изучить преобразование Фурье, тесно связанное с идеей о разложении функций по ортонормированному базису.
Затем следует перейти к задачам о 3-мерном движении одной частицы. Тогда наряду с понятием векторного оператора импульса Вы освоите принципиально новое для Вас понятие операторов
момента импульса, познакомитесь с нетривиальными для начинающего ученика примерами коммутационных соотношений, с мультиплетами собственных функций
- они служат базисом неприводимых представлений группы 3 мерных поворотов. И осознаете, что такие операторы физических величин, как импульс и момент импульса являются генераторами групп симметрии
-пространства - группы параллельных переносов и группы вращений. Это очень характерный факт для всей квантовой теории: многие операторы физических величин в ней появляются именно как генераторы непрерывных групп симметрии. А симметрии проявляются экспериментально, они ведут к "законам сохранения"; в этом и кроется глубокая связь между экспериментом и таким элементом теоретического языка, как "оператор физической величины".
Очень важно разобраться с задачей о движении частицы в сферически симметричном потенциале, и со стандартным примером - о состояниях электрона в атоме водорода (сначала в нерелятивистском приближении, без учёта спина, а затем и с разного рода уточнениями).
В сюжетах о 3-мерном движении частицы у Вас впервые появится конкретный пример того, какую роль играют "полные наборы взаимно коммутирующих операторов". Вы почувствуете это, обдумывая, например, тот факт, что состояния свободной частицы бывает удобно представлять двумя разными способами: собственными функциями оператора импульса
(плоскими волнами), либо - собственными функциями операторов момента
В первом варианте используется набор операторов
а во втором -
Всё это в дальнейшем всплывает в задачах о рассеянии частиц, и это гораздо важнее, чем досрочное заучивание абстрактных формулировок о "полных наборах операторов", о "максимальной информации" и т.п.
Затем Вы освоите понятие "спин", понятие "многочастичные системы", тождественность частиц и связь спина со статистикой. Да, а ещё до этого (я это забыл упомянуть) нужно порешать задачи на применение
теории возмущений, без вырождения и с вырождением, а также задачи нестационарной теории возмущений о вероятностях переходов (там есть т.н. "золотое правило квантовой механики", очень важное). В сюжетах про момент импульса, спин, и в задачах теории возмущений с вырождением Вы научитесь применять в КМ матричное исчисление.
И вот когда у Вас в голове образуется этакий квантово-механический "островок безопасности", на котором Вы будете чувствовать себя вполне уверенно, вот тогда можно пытаться с него делать вылазки в более сложные области, как например, квантовая теори поля (КТП). И после этого Вы сможете гораздо отчётливее понимать и то, как квантовая теория применяется в анализе экспериментов, и то, как устроена её логическая структура, и что означают абстрактные термины.
А пытаться сформулировать себе какие-то обобщённые схемы и сделать абстрактные выводы о КМ и о её связи с экспериментом только лишь из содержания первых страниц учебника (либо прыгая по отдельным формулировкам на страницах разных книжек) не следует. Необходимо систематически разбирать задачи параллельно с систематическим чтением учебника. Очевидно же, что если бы можно было пересказать КМ в тонкой брошюрке или на паре страничек форума, то никто бы и не писал никогда толстых учебников.