2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13  След.
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение08.02.2016, 22:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Mikhail_K в сообщении #1097955 писал(а):
Я вижу одну из причин именно в обязаловке

Одну - да. А вот остальных не видите.

Mikhail_K в сообщении #1097955 писал(а):
смею думать, однако, что их процент можно сделать во много раз меньше, чем сейчас.

На чём основаны такие оценки?

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение08.02.2016, 22:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4846
Munin в сообщении #1097987 писал(а):
Одну - да. А вот остальных не видите.

Было бы интересно узнать, какие наиболее важные из "остальных" причин видите Вы.
Может быть, тогда и оценки подкорректируются, кто знает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение08.02.2016, 22:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Отсутствие мотивации как у детей, так и у родителей и у учителей.
Банальное нежелание трудиться при полном отсутствии "кнута".
Детская психология.

В общем, тема обширная (и грустная), и здесь найдётся кому высказаться по ней лучше, чем я.

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение08.02.2016, 22:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4846
Про оценки. Никаких точных оценок я не даю. Однако лично знал учеников, безусловно талантливых, но не проявивших свой талант в школьном обучении.
Знаю ученика, ненавидевшего математику и физику, бесконечные однотипные задачи по этим предметам, и получавшего двойки просто из-за нежелания сосредоточиться при решении этих задач, но проявившего неожиданные успехи при решении интересных олимпиадных и занимательных задач по той же математике и физике. Если бы обучение было более дифференцировано, он смог бы проявить себя. Но успех был единичным, а потом ненависть к рутине всё же пересилила.
Знаю ученика, долгое время получавшего тройки и двойки по всем предметам, но вдруг отыскавшего в себе талант к черчению и начавшего побеждать на олимпиадах по черчению. Вот бы его освободить от всей прочей обязаловки, ведь большую часть времени в школе и дома он выслушивал упрёки в своей бестолковости. Вместо этих упрёков надо было искать то, к чему у него лежит душа, и поощрять занятия в интересующей его самого области.

С другой стороны, слушая учителей - и в школе, и в вузе - я очень часто ловлю себя на мысли, что тот же самый материал можно рассказать намного интереснее. И что я понимаю тех учеников и студентов, которые после таких вот уроков и лекций напрочь теряют интерес к предмету. Из-за этого я думаю, что в принципе феномен скучания и осознанного отлынивания победить возможно.
Munin, детская психология, по-моему, проявляется в первую очередь в том, что единственная мотивация ребёнка - это интерес к предмету. Другие мотивы - оценки, подготовка к будущей работе - не работают. Мой опыт убеждает меня, что заинтересовать - в принципе возможно.

Понятно, что одной только моей "программой", несмотря на её утопичность, дело здесь не исправить. Но если меня спросить, в какую сторону менять образование - мой ответ изложен выше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение08.02.2016, 23:43 
Аватара пользователя


18/01/16
627
Mikhail_K
Позвольте мне сделать пару замечаний. Говоря про образование, Вы упускаете из виду, что решающую роль в формировании личности ребенка играют родители, потому начать стоит именно с них.Без качественного воспитания ваша программа неосуществима.
Mikhail_K в сообщении #1097996 писал(а):
С другой стороны, слушая учителей - и в школе, и в вузе - я очень часто ловлю себя на мысли, что тот же самый материал можно рассказать намного интереснее. И что я понимаю тех учеников и студентов, которые после таких вот уроков и лекций напрочь теряют интерес к предмету. Из-за этого я думаю, что в принципе феномен скучания и осознанного отлынивания победить возможно.

Без этого никак. Без монотонного повторения одного и того же не сформируется базовый навык, необходимый для продвижения в дальнейшей учебе. В качестве примера могу привести квадратное уравнение. Можно рассказать про поле комплексных чисел, про дискримминант, привести исторические справки, но без 200-300 примеров навыка решения не будет.Я общался с кандидатом наук по психологии, педагогом с 20-летним стажем, она мне рассказала это.
Mikhail_K в сообщении #1097996 писал(а):
Мой опыт убеждает меня, что заинтересовать - в принципе возможно.

Поделитесь, пожалуйста, потому что мой опыт говорит об обратном. Дело вот в чем. У нас в школе работают три потрясающих учителя: по математике, иформатике и географии. Люди буквально влюблены в свой предмет, планируют свои уроки очень интересно и нестандартно: раздают сладости на уроках, очень увлекательно преподают материал, все "разжевывают" до мельчайших деталей. По вашей логике, дети должны любить именно их предметы. Но практика убеждает в обратном. Школьники воспринимают любой отход от стандартной программы как способ увильнуть от учебы. Детская психология и отсутствие привычки к труду.
Mikhail_K в сообщении #1097996 писал(а):
детская психология, по-моему, проявляется в первую очередь в том, что единственная мотивация ребёнка - это интерес к предмету

Еще и самоутверждение перед одноклассниками, наращивание ЧСВ, ошибочное мнение, что хороший аттестат поможет им в жизни.
Mikhail_K в сообщении #1097996 писал(а):
Понятно, что одной только моей "программой", несмотря на её утопичность, дело здесь не исправить. Но если меня спросить, в какую сторону менять образование - мой ответ изложен выше.

Можно классе в пятом определить посредством определенного теста способности и тип нервной системы ребенка, а потом направить его в соответствующие группы. Главное преимущество вашей программы – она сохраняет здоровую психику ребенка и способствует хорошим отношениям в коллективе. Правда в ней есть существенный минус. Не стоит забывать, что школа – значимый социальный институт . В вашей школе ребенок лишиться умения контактировать с людьми других психологических типажей. Это существенный минус,потому что ему потом придется переучиваться, а его психика уже будет полностью сформирована.
Еще, анализируя критерии оценок, которые вы предлагаете вводить, я уверен, что большинство будет просто отлынивать, находясь в группах со слабой подачей материала. От нормальной физики, математики и химии откажется процентов 90% из-за лени. В итоге, мы будем иметь на выходе толпу ленивых людей, не имеющих логически мыслить. Количество обитателей Пургатория увеличиться в десятки раз, лженаука расцветет.
К тому же, как быть с родителями, которые будут отстаивать умственные способности своего ребенка изо всех сил. Представьте, сколько конфликтов породит переход на второй год или в слабую группу. Сколько критики учителей и упреков своих детей они произведут.
Посмотрите информацию о Финской системе образования. Что о ней думаете?

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение09.02.2016, 00:04 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

stedent076 в сообщении #1098017 писал(а):
но без 200-300 примеров навыка решения не будет
Выглядит как некоторое преувеличение. Меня лично от таких количеств примеров под конец так стало отвращать, что я в 10-11 классе подчас не делал домашнюю работу по алгебре. :roll: (А там было поменьше сотен однотипных!)

stedent076 в сообщении #1098017 писал(а):
Можно классе в пятом определить посредством определенного теста способности и тип нервной системы ребенка
Мало кто в курсе, какие тесты и как правильно надо проводить. К тому же, «способности» — это фора если и существующая, то небольшая.

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение09.02.2016, 00:10 


16/09/12
7127
stedent076 в сообщении #1098017 писал(а):
Вы упускаете из виду, что решающую роль в формировании личности ребенка играют родители


Увы, это не совсем так: если в детском возрасте (особенно до 8-10 лет) авторитет родителя и его влияние на развитие личности ребёнка достаточно высоко, то затем оно очень быстро уступает и сверстникам, и общественным институтам социализации (той же школе). Рискну порекомендовать книгу "Ребёнок и общество" Игоря Кона, она хотя малость и устарела в силу того, что в настоящее время в психологии и педагогике очень быстро накапливаются огромные массивы эмпирических данных и не менее быстро появляются разнообразные гипотезы, теории и концепции, значительную часть из которых вообще уже затруднительно популяризовать, но тем не менее вопрос, который вы затронули в этой работе рассматривается достаточно интересно. Конкретно можно посмотреть раздел 3 "Нормативный канон человека и стиль социализации" и главу 3 раздела 5 "Родительское влияние и личность ребенка". Сама книга здесь:

http://static.iea.ras.ru/books/Kon_rebenok_i_obshestvo.pdf

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение09.02.2016, 00:12 
Аватара пользователя


18/01/16
627
arseniiv

(Оффтоп)

Я тоже, кстати.Мне прощали это, потому что я был олимпиадником. И по физике у меня была долго тройка после того, как учительница мне сделала замечание и сказала"Ты что самый умный? Может встанешь на мое место и объяснишь? "Я вышел к доске и провел урок. Она была в бешенстве :D


-- 09.02.2016, 01:16 --

kry
Спасибо за книгу,посмотрю на досуге.

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение09.02.2016, 09:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4846
stedent076 в сообщении #1098017 писал(а):
У нас в школе работают три потрясающих учителя: по математике, иформатике и географии. Люди буквально влюблены в свой предмет, планируют свои уроки очень интересно и нестандартно: раздают сладости на уроках, очень увлекательно преподают материал, все "разжевывают" до мельчайших деталей. По вашей логике, дети должны любить именно их предметы. Но практика убеждает в обратном. Школьники воспринимают любой отход от стандартной программы как способ увильнуть от учебы. Детская психология и отсутствие привычки к труду.


Одного энтузиазма мало. Нужно, действительно, знать детскую психологию и известные в педагогике закономерности. Если учитель раз навсегда выбрал для себя стиль преподавания, уверен в его непогрешимости, несмотря на факты, свидетельствующие об обратном, и не готов читать книги по педагогике и знакомиться с опытом других людей, думать, совершенствоваться, искать новые приёмы и проверять их эффективность - то вряд ли он будет хорошим учителем.

Один знакомый преподаватель рассказывает на своём предмете занимательные истории, каким-то образом иллюстрирующие излагаемый материал. К сожалению, оказывается, что ученики хорошо запоминают истории, но всё равно не запоминают тот материал, который они призваны иллюстрировать.

Рассказывать такие занимательные истории время от времени - по-моему, хорошая идея. Но её недостаточно. Учитель должен стараться заинтересовать самим предметом, а не "смешинками", имеющими к предмету то или иное отношение. Раздавать сладости на уроках - хорошо, но надо приложить усилие, чтобы интересным выглядел сам предмет, а не процесс получения и поедания сладостей.

Надо, наверное, стараться, хотя бы в какой-то малой степени, передать дух исследования, тайны, над которой долго бились учёные прошлого и наконец раскрыли её. Это только одна смутная идея, но в этом направлении можно думать. Чтобы ученикам в своих мечтах захотелось стать таким же учёным, раскрывающим тайны. И пусть для этого придётся преодолевать трудности.

Вот как раз "разжёвывать" материал до мельчайших деталей - неправильно. Надо, чтобы ученики учились прилагать самостоятельные усилия для достижения цели, и не боялись этого, и чтобы это приносило им радость. Известный факт в педагогике. Поэтому я и говорю, что энтузиазма мало, надо знакомиться с педагогическими теориями и опытом других людей.

stedent076 в сообщении #1098017 писал(а):
Еще, анализируя критерии оценок, которые вы предлагаете вводить, я уверен, что большинство будет просто отлынивать, находясь в группах со слабой подачей материала. От нормальной физики, математики и химии откажется процентов 90% из-за лени. В итоге, мы будем иметь на выходе толпу ленивых людей, не имеющих логически мыслить. Количество обитателей Пургатория увеличиться в десятки раз, лженаука расцветет.
К тому же, как быть с родителями, которые будут отстаивать умственные способности своего ребенка изо всех сил.


90% - не откажутся от нормальной физики с математикой, именно из-за родителей, которые будут отстаивать умственные способности своего ребёнка изо всех сил, и из-за требований при поступлении в вуз пройти именно настоящие курсы, а не ослабленные. А вообще, это вопрос воспитания, которое происходит не только дома, но и в школе. Я уверен, можно поставить дело так, что ученикам самим будет не очень-то комфортно изучать "ослабленные" курсы. Расстроенным ученикам и родителям надо объяснить, что если ученик возьмёт сейчас "сильный" курс, то вряд ли в нём сможет разобраться, но к нему можно будет вернуться через год, после прохождения "ослабленного" курса, если на то будет желание.

Насчёт "не очень комфортно". Не очень комфортно - и ученикам, и родителям - должно быть, если ученику достаются все ослабленные курсы. Если же большинство курсов ослабленные, а несколько, связанные с будущей специальностью - сильные, то это нормально. Если ученик пока не определился со своим будущим, пусть берёт больше сильных курсов - и это будет для него повод для гордости перед другими учениками. И родители тоже гордиться будут. Как-то так.

Наконец, насчёт лженауки. Одной из главных целей ослабленных курсов должна быть именно профилактика лженауки. Понимаете, сейчас все ученики изучают одинаковую сложную физику с формулами. Некоторая часть учеников в этих формулах совсем ничего не понимает, и у них формируется представление, что это какая-то схоластика непонятная. И вдруг ему попадает в руки книга про торсионные поля, передающие силу молитвы в окружающее Пространство. И всё расписано так красочно и интересно, и с научными терминами. Вот это настоящая наука, думает ученик, а не та скучная ерунда, которую нам в школе талдычат.
Цель ослабленного курса - именно постараться показать, что научно, а что ненаучно, не вдаваясь глубоко в саму науку. Дать некие минимальные мировоззренческие представления, необходимые в жизни - в т.ч. необходимые для защиты от сомнительной информации - а не грузить знаниями, которые человеку не пригодятся в будущем.

stedent076 в сообщении #1098017 писал(а):
Посмотрите информацию о Финской системе образования. Что о ней думаете?


Кое-что посмотрел, многое нравится.

Цитата:
Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Доверие к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».
Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам.

Источник: http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-princi ... ya-838510/ © AdMe.ru

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение09.02.2016, 11:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Mikhail_K в сообщении #1098048 писал(а):
Одного энтузиазма мало.
...Раздавать сладости на уроках - хорошо
С первым утверждением согласен, конечно. Но вот со вторым у меня сомнения. Хорошо, если это согласовано с родителями или какими-то школьными педиатрами.
Цитата:
Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике.
...
Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
Не хотелось бы отрицать очевидные успехи финской системы образования. Но всё же не удержусь заметить, что приведенная цитата уж очень отдаёт журналистской агиткой. Что касается цифр, ОЭСР в своих отчётах принципиально считает, что те страны, которые не в полной мере признают идеалы демократии штатовского пошиба, не входят в понятие "весь мир". Поэтому указанное в цитате первое место получено не в последнюю очередь благодаря тому, что в соревновании не участвовала та же Куба, Россия и многие другие страны.
Некоторые моменты подкупают, конечно, хотя хотелось бы знать, как это на практике, а не на словах. Вот Вы мне скажите, "Слово Божье" (или как оно у них называется) убрали уже из школьных программ? (несколько лет тому у них велись обсуждения по этому вопросу.) А если нет, влияет ли оценка за этот предмет на шансы поступить в университет по физико-математическому профилю? Если ответы на мои вопросы "нет" и "да", то это не та система образования, о которой я мечтал. Если ответы "не знаю" и "не знаю", то это всё пустой разговор.

ЮНЕСКО в 1998 г. провела исследования по Латинской Америке и оказалось, что Куба в образовании оставила далеко позади самые развитые (экономически) страны региона. Там отрыв был примерно такой, что худшие ученики на Кубе показывали результаты лучше, чем лучшие ученики остальных стран. В учитываемом ООН "индексе образования" Куба несколько лет тому догнала Финляндию и делила с ней первое место (не могу найти у них свежих данных). Впрочем, все эти первые места -- мишура и являются очень косвенным отражением существующего порядка дел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение09.02.2016, 12:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4846
grizzly в сообщении #1098082 писал(а):
Хорошо, если это согласовано с родителями или какими-то школьными педиатрами.

Ну, не будьте занудой)
grizzly в сообщении #1098082 писал(а):
Вот Вы мне скажите, "Слово Божье" (или как оно у них называется) убрали уже из школьных программ?

Насколько мне известно, у них есть предмет "религия" (но не конкретная, а на выбор согласно вероисповеданию) и некое "жизнепонимание" для атеистов. Насчёт влияния на поступление в университет - не знаю.
Тем не менее, в любом случае вряд ли этот элемент, нравится он нам или не нравится, является существенным для финской системы. Вряд ли финское образование развалится, если убрать оттуда религию. Поэтому, оценивая финскую систему в целом, как работающий феномен, мы можем не принимать во внимание этот её элемент.

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение09.02.2016, 12:46 
Аватара пользователя


20/10/12
308
Мой опыт общения с системой школьного образования ограничен одной чартерной (charter) школой в Юте и способными учениками. Такая школа имеет некоторые вольности, но удовлетворяет стандартам штата и финансируется штатом. Для нас система работает просто отлично, хотя средние показатели школы только слегка лучше среднего по штату. Я не знаю, насколько эффективно оставлять отстающих на второй год. А вот сдать предмет досрочно сделав все итоговые контрольные по темем очень здорово. В результате у некоторых учеников появляется желание спихнуть простой предмет за неделю-другую и успеть записаться на что-то еще по их выбору.

Средний уровень ужасен, но этот уровень не мешает учиться тем, кто хочет. Например в классе программирования на языке Java был один человек, а в классе AP Calculus -- двое, на физике -- 12, а на обязательной
литературе -- 160. Нужно просто записываться на сложные курсы и интелектуальный уровень там будет соответствующий.

В этом году всех 10 и 11-классников загнали на финансовую математику. Должен же гражданин уметь заполнять налоговую декларацию. Так вот, этот курс начался с повторения арифметики. Средний балл за первый тест - 70%. А там всего то надо было выполнить несколько действий на калькуляторе и выбрать ответ.

А еще мне однажды пришлось растолковывать операции с дробями одному студенту колледжа. Репетитор из меня никудышный, и вряд-ли товарищ сумел донести до зачета почему нельзя складывать числитель с числителем, а знаменатель со знаменателем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение09.02.2016, 12:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Mikhail_K в сообщении #1098092 писал(а):
Ну, не будьте занудой)
Согласен, извините :D
Mikhail_K в сообщении #1098092 писал(а):
Вряд ли финское образование развалится, если убрать оттуда религию. Поэтому, оценивая финскую систему в целом, как работающий феномен, мы можем не принимать во внимание этот её элемент.
Ни в коем случае не хотел оскорбить чувства верующих. Но какая-то объективность должна быть. Либо мы и там, и здесь одинаково считаем (как я, например), что религия в школе -- это "ужас!-ужас!", либо -- тоже одинаково -- что в этом нет ничего страшного (как Вы, я думаю). Это нормально. Но рискну предположить, что большинство атеистов и просто безбожников (если гипотетически предположить, что они знают что-то про финскую систему образования) очень по-разному относятся к изучению религии в школах там и здесь.

-- 09.02.2016, 13:01 --

Sphinx Pinastri
Спасибо, интересно. Я ценю возможность получить такую информацию из первых рук в непосредственном общении, а не в общественно-резонансных обсуждениях.

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение09.02.2016, 15:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Mikhail_K в сообщении #1098048 писал(а):
Цель ослабленного курса - именно постараться показать, что научно, а что ненаучно, не вдаваясь глубоко в саму науку.

Извините, это - невозможно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Голосование за возвращение астрономии в школу
Сообщение09.02.2016, 17:24 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

Mikhail_K в сообщении #1098092 писал(а):
Ну, не будьте занудой)
А если диабет?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 186 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group