У нас в школе работают три потрясающих учителя: по математике, иформатике и географии. Люди буквально влюблены в свой предмет, планируют свои уроки очень интересно и нестандартно: раздают сладости на уроках, очень увлекательно преподают материал, все "разжевывают" до мельчайших деталей. По вашей логике, дети должны любить именно их предметы. Но практика убеждает в обратном. Школьники воспринимают любой отход от стандартной программы как способ увильнуть от учебы. Детская психология и отсутствие привычки к труду.
Одного энтузиазма мало. Нужно, действительно, знать детскую психологию и известные в педагогике закономерности. Если учитель раз навсегда выбрал для себя стиль преподавания, уверен в его непогрешимости, несмотря на факты, свидетельствующие об обратном, и не готов читать книги по педагогике и знакомиться с опытом других людей, думать, совершенствоваться, искать новые приёмы и проверять их эффективность - то вряд ли он будет хорошим учителем.
Один знакомый преподаватель рассказывает на своём предмете занимательные истории, каким-то образом иллюстрирующие излагаемый материал. К сожалению, оказывается, что ученики хорошо запоминают истории, но всё равно не запоминают тот материал, который они призваны иллюстрировать.
Рассказывать такие занимательные истории время от времени - по-моему, хорошая идея. Но её недостаточно. Учитель должен стараться заинтересовать
самим предметом, а не "смешинками", имеющими к предмету то или иное отношение. Раздавать сладости на уроках - хорошо, но надо приложить усилие, чтобы интересным выглядел сам предмет, а не процесс получения и поедания сладостей.
Надо, наверное, стараться, хотя бы в какой-то малой степени, передать дух исследования, тайны, над которой долго бились учёные прошлого и наконец раскрыли её. Это только одна смутная идея, но в этом направлении можно думать. Чтобы ученикам в своих мечтах захотелось стать таким же учёным, раскрывающим тайны. И пусть для этого придётся преодолевать трудности.
Вот как раз "разжёвывать" материал до мельчайших деталей - неправильно. Надо, чтобы ученики учились прилагать самостоятельные усилия для достижения цели, и не боялись этого, и чтобы это приносило им радость. Известный факт в педагогике. Поэтому я и говорю, что энтузиазма мало, надо знакомиться с педагогическими теориями и опытом других людей.
Еще, анализируя критерии оценок, которые вы предлагаете вводить, я уверен, что большинство будет просто отлынивать, находясь в группах со слабой подачей материала. От нормальной физики, математики и химии откажется процентов 90% из-за лени. В итоге, мы будем иметь на выходе толпу ленивых людей, не имеющих логически мыслить. Количество обитателей Пургатория увеличиться в десятки раз, лженаука расцветет.
К тому же, как быть с родителями, которые будут отстаивать умственные способности своего ребенка изо всех сил.
90% - не откажутся от нормальной физики с математикой, именно из-за родителей, которые будут отстаивать умственные способности своего ребёнка изо всех сил, и из-за требований при поступлении в вуз пройти именно настоящие курсы, а не ослабленные. А вообще, это вопрос воспитания, которое происходит не только дома, но и в школе. Я уверен, можно поставить дело так, что ученикам самим будет не очень-то комфортно изучать "ослабленные" курсы. Расстроенным ученикам и родителям надо объяснить, что если ученик возьмёт сейчас "сильный" курс, то вряд ли в нём сможет разобраться, но к нему можно будет вернуться через год, после прохождения "ослабленного" курса, если на то будет желание.
Насчёт "не очень комфортно". Не очень комфортно - и ученикам, и родителям - должно быть, если ученику достаются все ослабленные курсы. Если же большинство курсов ослабленные, а несколько, связанные с будущей специальностью - сильные, то это нормально. Если ученик пока не определился со своим будущим, пусть берёт больше сильных курсов - и это будет для него повод для гордости перед другими учениками. И родители тоже гордиться будут. Как-то так.
Наконец, насчёт лженауки. Одной из главных целей ослабленных курсов должна быть именно профилактика лженауки. Понимаете, сейчас все ученики изучают одинаковую сложную физику с формулами. Некоторая часть учеников в этих формулах совсем ничего не понимает, и у них формируется представление, что это какая-то схоластика непонятная. И вдруг ему попадает в руки книга про торсионные поля, передающие силу молитвы в окружающее Пространство. И всё расписано так красочно и интересно, и с научными терминами. Вот это настоящая наука, думает ученик, а не та скучная ерунда, которую нам в школе талдычат.
Цель ослабленного курса - именно постараться показать, что научно, а что ненаучно, не вдаваясь глубоко в саму науку. Дать некие минимальные мировоззренческие представления, необходимые в жизни - в т.ч. необходимые для защиты от сомнительной информации - а не грузить знаниями, которые человеку не пригодятся в будущем.
Посмотрите информацию о Финской системе образования. Что о ней думаете?
Кое-что посмотрел, многое нравится.
Цитата:
Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития,
финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике.
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.
Доверие к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».
Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам.
Источник:
http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-princi ... ya-838510/ © AdMe.ru