Продолжу решение.
Посмотрим, что происходит с неравенством
когда
и
то-бишь
где
Легко проверить, что при
выполняется
Поэтому
Поэтому наименьшее значение
при котором неравенство
является верным
это
Легко видеть, что
что соответствует результату maxal.
Остальные оценки теперь легко получаются.
maxal писал(а):
В том-то и дело, что тут в основном замешана техника, причем без помощи компьютера я бы за эти вычисления просто не взялся (время жалко).
А я думал Вы это всё вручную...
У меня всё делается вручную ( с обычным калькулятором ).
maxal писал(а):
По сути же всё решение базируется на универсальном методе множителей Лагранжа
Не люблю его именно из-за громоздкости или нерешабельности получающихся в большинстве случаев систем. Да даже, если и решили систему, критических точек бывает так много, что проверка на экстремум превращается в отдельную тяжёлую задачу ( такие вещи встречаются с тригонометрическими неравенствами ).
Вообще, не понимаю зачем он нужен в олимпиадной математике. У меня очень мало примеров задач, которые решались бы Лагранжем, но не решались бы каким нибудь более человеческим методом.
Вот обратных примеров очень много.
maxal писал(а):
Если школьникам и давать подобные задачи, то нужно каждого снабжать программой типа Maple для численных и аналитических преобразований. Конечно, ничего зазорного в использовании подобного "калькулятора" нет, и с ним бы на олимпиаде (за ограниченное время!) могли получать куда более изощренные результаты. Но это была бы олимпиада совсем другого типа.
Кстати, было бы интересно провести такую олимпиаду, но школьники должны быть к ней подготовлены - уметь пользоваться системами компьютерной алгебры (не знаю, включает ли школьный курс хоть какую-то компьютерную математику). Тут интересен еще такой момент: можно задачи подобрать так, чтобы они легко решались с помощью нетривиальных идей, и в тоже время их можно было бы решить, преодолев некоторые технические сложности, но зато в лоб. Тогда те, кто владеет техникой могли бы состязаться с теми, кто умеет придумывать нестандартные решения (в реальном мире так частенько бывает).
То, что Вы предлагаете - очень интересно, но у меня ( я наверное, безнадёжно отстал от жизни! ) это вызывает какой-то изначальный протест. Что касается неравенств, так это абсолютно точно. Существует так много совершенно очаровательных "ручных методов", что подключать компьютер - это как бы из пушки по воробьям. Поймите меня правильно - я не против компьютерных доказательств. Просто не хочется, что бы из этого делали культ хотя бы в школе. Исчезает очарование Эйлеровской математики ( допустим это обобщённое название математики 17-ого - начала 20 -ого века ). Именно на ней сейчас базируется школьная математика.
Есть такой китайский математик Ji Chen. Он почти все неравенства доказывает с помощью компьютера посредством оценки . Выглядит это ужасно.
Вот одно из его доказательств:
http://www.artofproblemsolving.com/Foru ... 2&start=20Такое доказательство даже проверить нельзя ( только, может быть, с помощью того же компьютера ).
Мне это напоминает игру в шахматы с сильным компьтером. Ходы видишь, а смысл их не понимаешь. Мне такое не по душе.
maxal писал(а):
Неужели задачи типа тех, что представлены в задачнике Шарыгина, себя исчерпали? Или они уже считаются типовыми и отскакивают от зубов?
Касательно геометрии, имхо, уровень олимпиадных задач как раз снизился.
На последнем Турнире Городов они были просто примитивными!
У Шарыгина ( светлая ему память ) есть много простых вычислительного плана задач, но есть и такие, что трудно дать сейчас на олимпиаде ( я имею в виду уровень, поскольку все его задачи хорошо известны ), так как никто не решит.
Всё это, конечно, имхо и имхо.