[
] Не бывает.
А ведь должно!
Неправильно прочитали, и как следствие, неправильно процитировали.
Слова "операция прямого произведение является не теоретико-множественной, а теоретико-категорной" можно понимать двояко:
1) "Операция прямого произведение является не только теоретико-множественной, но и теоретико-категорной".
2) "Операция прямого произведение не является теоретико-множественной".
Ни то, ни другое не верно. Верно то, что нельзя давать определение операции прямого произведения, оставаясь в рамках теории множеств.
Нельзя не в том смысле, что
невозможно дать, а в том смысле, что
некорректно. То есть, получится не то определение, которым пользуются все окружающие математики. Оно будет попросту страдать повышенной и излишней точностью.
Википедия в этом смысле вам, конечно, радостно врёт.
----------------
Попробую объяснить на другом примере. Допустим, мы хотим дать определение евклидовой плоскости. У нас есть два варианта:
1. Просто сказать, что
2. Занудно перечислять все аксиомы евклидовой геометрии, например, Гильбертовы. И потом заявить: "всё, что удовлетворяет этим свойствам, будет евклидовой плоскостью".
Первый вариант даёт одну конкретную реализацию. Второй - позволяет считать реализацией много разных множеств. Что от евклидовой геометрии на самом деле нужно? Выполнение аксиом, как во втором варианте. Что под евклидовой геометрией на самом деле подразумевается?
Не более чем выполнение этих аксиом. Поэтому, можно прибегнуть к первому варианту, но только для простоты, и
чётко понимая, что это на самом деле частный случай.
Поэтому, по аналогии, никто не запрещает построить прямое произведение в теории множеств. Но нужно опять же понимать, что это частный случай, и явная конструкция здесь предлагается только для простоты. А на самом деле, подразумевается выполнение некоторых аксиом, а именно -
универсального свойства прямого произведения.
(У Вавилова так сформулировано, будто "универсальное свойство" - это отдельное понятие в математике. Нет, на самом деле есть "универсальное свойство чего-то" для каждого отдельного понятия.)
Но я еще не дошел до того места, где теория категорий начинает приносить хоть какую-то пользу. ... А у Вавилова эти слова - это просто тезис без мотивировки и обсуждений, т.е. это не объяснение.
Я слова Вавилова понимаю как мотивировку, но видимо, потому что понимаю, на что он намекает.
Уточните ваш background. Вы смотрите на книгу Вавилова как студент первых курсов, или с высоты знания старших курсов? Я боюсь, в зависимости от этого она может выглядеть и читаться совершенно по-разному, и приносить разную пользу.