2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 01:53 


14/12/14
454
SPb
Я уже говорил, что у меня туго идут доказательства -- http://dxdy.ru/post1082865.html#p1082865.

Вот опять застрял.

Определение. Пусть $a$ — элемент некоторой группы $G$. Наименьшее натуральное число $n$ такое, что $a^n = e$, называют порядком элемента $a$.

Задача. Пусть элемент $a$ имеет порядок $n$. Доказать, что элементы: $e, a, a^2, . . . , a^{n-1}$ все различны.

Все дело в том, что идеи какие-то есть, но не понятно правильные или ошибочные. Со своей стороны кажется, что вроде бы все хорошо. И это, наверное, естественно. Но тут же понимаю, что чего-то не хватает, может быть доказательной строгости или чего-то еще.

Например, есть такая идея доказательства этой задачи. Пусть $n=1$, то в группе $e=a^{0}$ и $$a = e$. Пусть $n=2$, то в группе есть элементы $e = a^2, a$ и причем $e \ne a$, иначе бы элемент $a$ имел порядок $n=1$. Пусть $n=3$, тогда $e \ne a$ и $e \ne a^2$ по условию и можно показать, что $a \ne a^2$, так как $a = a^2 = aa= ea$, но $e \ne a$. И так далее по индукции для любых указанных элементов $a^2, . . . , a^{n-1}$ получаем аналогичное противоречие, так как любой такой элемент всегда можно представить в виде некоторых сомножителей $a$, например, если мы допускаем, что $a^3 = a^2$, тогда должно выполняться $aa^2 = a^2$, откуда получаем $a = e$ и противоречие.

Помогите, пожалуйста: во-первых разобраться с доказательством и во-вторых, что наверное, наиболее важно, улучшить навыки доказательства, если это конечно необходимо для математического совершенствования? Хочется доказывать красиво и легко!

И в-третьих. Хотелось бы еще понять, насколько необходимы такого рода доказательства для проникновения в определенную математическую тему. Может быть такие задачи совершенно бесполезны, как в данный момент, чтобы усвоить алгебраические группы, так и в будущем для решения математических проблем и математических исследований вообще. Если да, то что наиболее подходящее?

Следует учесть, что я занимаюсь самообразованием и времени не "вагон с тележкой". Приходится выкраивать время из обычного распорядка дня и заниматься математикой до 2-3 час. ночи, а если еще и сидеть над такими доказательствами по несколько дней, мучаться, топтаться на дном месте, то это полный швах! Хотя в качестве умственной разминки интересно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 02:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
Давайте "в лоб":
timber в сообщении #1084609 писал(а):
Доказать, что элементы: $e, a, a^2, . . . , a^{n-1}$ все различны.

от противного: если $a^k=a^m$ при $0\le k,m<n$, то...

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 02:42 


14/12/14
454
SPb
alcoholist в сообщении #1084612 писал(а):
Давайте "в лоб":
timber в сообщении #1084609 писал(а):
Доказать, что элементы: $e, a, a^2, . . . , a^{n-1}$ все различны.

от противного: если $a^k=a^m$ при $0\le k,m<n$, то...

$k=m$

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 02:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8506
alcoholist в сообщении #1084612 писал(а):
от противного: если $a^k=a^m$ при $0\le k,m<n$, то...

timber в сообщении #1084616 писал(а):
$k=m$

То, что $k=m$, и нужно доказать. А в доказательстве от противного Вы обязаны предположить, что $k \ne m$, и придти к противоречию.
Пусть $k < m$ и $a^k = a^m$. Чему тогда равно $a^{m-k}$? Учтите, это почти полное решение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 03:30 


14/12/14
454
SPb
Anton_Peplov в сообщении #1084617 писал(а):
То, что $k=m$, и нужно доказать. А в доказательстве от противного Вы обязаны предположить, что $k \ne m$, и придти к противоречию.
Пусть $k < m$ и $a^k = a^m$. Чему тогда равно $a^{m-k}$? Учтите, это почти полное решение.


$a^{m-k} = e$. Так об этом я и писал в своем доказательстве, что если предположить, что элементы равны, то всегда получается противоречие $a = e$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 03:33 


07/04/15
244

(Оффтоп)

Похоже на теорему:
Пусть $U$ конечное множество, $f:U\to U$. Тогда инъективности $f$ эквивалента сюръективности $f$. Идея доказательства такая же вроде

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 03:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8506
Из того, что $a^{m-k}=e$, еще не следует $a = e$. Зато с учетом условия $0<m, k<n$ следует противоречие с определением $n$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 08:52 


14/12/14
454
SPb
Спасибо. Теперь стало понятно.

В своей корявой идее доказательства я пытался показать, что если предположить $a^k = a^m$ и $k<m$, то $a^k = a^ka^{m-k}$ (то есть мы всегда можем представить любое $a$ в виде произведения таких сомножителей) и следовательно $a^{m-k} = e$, исходя из свойства существования единичного элемента группы ($ae = a$). Следовательно противоречие: $a^{m-k} = e$, так как $0<m-k<n$.

Думаю, что моя проблема в том, что у меня не получилось выразить идею в каких-то общих элементах: $m, k$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 09:31 
Аватара пользователя


14/10/13
339

(Оффтоп)

alcoholist в сообщении #1084612 писал(а):
Давайте "в лоб":
timber в сообщении #1084609 писал(а):
Доказать, что элементы: $e, a, a^2, . . . , a^{n-1}$ все различны.

от противного: если $a^k=a^m$ при $0\le k,m<n$, то...
А это не от противного ;)

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 09:56 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
timber в сообщении #1084663 писал(а):
В своей корявой идее доказательства я пытался показать, что если предположить $a^k = a^m$ и $k<m$, то $a^k = a^ka^{m-k}$ (то есть мы всегда можем представить любое $a$ в виде произведения таких сомножителей) и следовательно $a^{m-k} = e$, исходя из свойства существования единичного элемента группы ($ae = a$)
Не только из него, а ещё из «закона сокращения» $ab = ac \Rightarrow b = c$, в выводе которого применяется существование обратного элемента: $ab = ac \Rightarrow a^{-1}ab = a^{-1}ac \Rightarrow eb = ec \Rightarrow \ldots$. А в произвольном моноиде — ассоциативной алгебре с единицей — закон сокращения выполняться не обязан. Проиллюстрировать можно моноидом всех функций $A\to A$ (вы ведь уже рассматривали группу всех биекций $A\to A$), взяв $a$ константной функцией, возвращающей для каждого аргумента одно и то же. Тогда для вообще любых $b, c$ композиции $a\circ b$ и $a\circ c$ равны (и равны $a$). У $a$ как раз нет обратного.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 11:26 


14/12/14
454
SPb
Спасибо. С конкретным доказательством понятно.

Если не затруднит, уважаемые профессионалы в области математики, хотелось бы еще услышать ваши подробные ответы и обсудить другие вопросы моей темы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 14:55 
Заслуженный участник


14/10/14
1220
timber
1. Алгебраические группы - это не тоже самое, что просто группы, а вещь особая.
2. Повторю вслед за arseniiv: любой элемент группы сократим.
arseniiv в сообщении #1084677 писал(а):
$ab = ac \Rightarrow b = c$
(И справа тоже можно.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 15:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8506
timber в сообщении #1084609 писал(а):
Помогите, пожалуйста: во-первых разобраться с доказательством и во-вторых, что наверное, наиболее важно, улучшить навыки доказательства, если это конечно необходимо для математического совершенствования? Хочется доказывать красиво и легко!

И в-третьих. Хотелось бы еще понять, насколько необходимы такого рода доказательства для проникновения в определенную математическую тему. Может быть такие задачи совершенно бесполезны, как в данный момент, чтобы усвоить алгебраические группы, так и в будущем для решения математических проблем и математических исследований вообще. Если да, то что наиболее подходящее?

Я не математик по образованию, тем более - не профессиональный математик, а такой же самоучка, как и Вы. Вот Вам взгляд равного:
1. Да, навыки математического доказательства Вам явно нужно улучшать. Причем, боюсь, начинать нужно с упражнений на логическое мышление, потому что кое-где Вы, похоже, допускаете сбои. Вот, например, задача о четырех картах:
Цитата:
Перед вами на столе лежат четыре карты, каждая из которых имеет число с одной стороны и цветную рубашку с другой. Карты лежат в следующем порядке: 3, 8, красная, коричневая. Сколько и каких карт надо перевернуть, чтобы проверить истинность следующего утверждения: если на карте изображено чётное число, то рубашка у карты красная?

Решите ли Вы ее правильно?
2. Да, чтобы изучать математику, уметь придумывать тривиальные доказательства совершенно необходимо. Вне зависимости от того, какой именно раздел математики Вы изучаете.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 18:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8506
P.S. Поскольку как минимум один пользователь понял задачу о четырех картах неправильно, поясняю: требуется проверить истинность утверждения, перевернув минимально необходимое для этого число карт.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередное доказательство по теме алгебраических групп
Сообщение22.12.2015, 20:23 


14/12/14
454
SPb
Anton_Peplov в сообщении #1084731 писал(а):
1. Да, навыки математического доказательства Вам явно нужно улучшать. Причем, боюсь, начинать нужно с упражнений на логическое мышление, потому что кое-где Вы, похоже, допускаете сбои. Вот, например, задача о четырех картах:
Цитата:
Перед вами на столе лежат четыре карты, каждая из которых имеет число с одной стороны и цветную рубашку с другой. Карты лежат в следующем порядке: 3, 8, красная, коричневая. Сколько и каких карт надо перевернуть, чтобы проверить истинность следующего утверждения: если на карте изображено чётное число, то рубашка у карты красная?

Решите ли Вы ее правильно?


Вы говорите про истинность утверждения в наборе ограниченном только четырьмя картами или набор карт сколько угодно большой? И могут ли встречаться случаи, когда у карт с одинаковой характеристикой четности чисел будут разного цвета рубашки? Если так и нет никакого подвоха, то нужно для проверки перевернуть все карты, и утверждение будет истиной только в том случае, если убедимся: 3 -- не красная, 8 -- красная, красная -- четное число, коричневая -- нечетное.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group