2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 04:08 


16/12/15
9
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, с задачей
Дана матрица поворота $$M = \begin{pmatrix}
-\frac{1}{2} & -\frac{\sqrt{3}}{2}  &  0\\
 0 & 0 & 1\\
  -\frac{\sqrt{3}}{2} & \frac{1}{2} & 0
\end{pmatrix}$$
Ось поворота $e_1 = \begin{pmatrix}
-\frac{\sqrt{3}}{3} & 1 & 1 
\end{pmatrix}$
Найти косинус и синус угла поворота.

Я решаю так
1) Беру ортогональный к оси вектор $e_2 = \begin{pmatrix}
0 & \frac{1}{\sqrt{2}} & -\frac{1}{\sqrt{2}} 
\end{pmatrix}$

2) Ищу 3 вектор как векторное произведение $e_3 = e_1 \times e_2  = \begin{pmatrix}
-\sqrt{2} & -\frac{1}{\sqrt{6}} & -\frac{1}{\sqrt{6}} 
\end{pmatrix} $

3) Рассматриваю вектор $e_4 = e_2 + e_3  = \begin{pmatrix}
-\sqrt{2} & -\frac{1}{\sqrt{6}} & -\frac{1}{\sqrt{6}} 
\end{pmatrix} $
Он ортогонален оси

4) Умножаю матрицу поворота на ортогональный оси вектор ($e_4$), получаю новый вектор ($e_5$), который тоже ортогонален оси и раскладываю его по 2 предыдущим

$e_5 = M \cdot e_4 = \begin{pmatrix}
\frac{3\sqrt{2}-\sqrt{6}}{4} & \frac{-3\sqrt{2}-\sqrt{6}}{6} & \frac{3\sqrt{2}+5\sqrt{6}}{12}
\end{pmatrix} = ( \frac{-9-7\sqrt{3}}{12})e_2 + (\frac{-3+\sqrt{3}}{4})e_3$

5) Далее решаю систему
$\begin{pmatrix}
 \frac{-9-7\sqrt{3}}{12} \\
 \frac{-3+\sqrt{3}}{4}
\end{pmatrix} = 
\begin{pmatrix}
\cos y & -\sin y  \\
\cos y & \sin y 
\end{pmatrix}
\begin{pmatrix}
1 \\
 1
\end{pmatrix}
$

Получаю $\cos y = \frac{-9-2\sqrt{3}}{12} $

А должен быть равен $3/4$. Что я делаю неверно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 16:59 
Заслуженный участник


26/05/14
981
Вы определяете угол поворота как угол между двумя векторами? Что это за вектора?

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 17:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
А что это такое: "угол поворота"? :shock:

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 17:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Зачем так много векторов? Они что, по разному "вращаются"?

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 18:39 


16/12/15
9
slavav в сообщении #1082687 писал(а):
Вы определяете угол поворота как угол между двумя векторами? Что это за вектора?

Для любого вектора $x$, $Mx$ - его поворот относительно оси. Соответственно угол поворота - угол между $x$ и $Mx$
provincialka в сообщении #1082694 писал(а):
Зачем так много векторов? Они что, по разному "вращаются"?

Для начала нужно найти базис - это первые 3 вектора $e_1 e_2 e_3$. Далее беру какой-то любой вектор, лежащий в плоскости, перпендикулярной оси. (я взял $e_4 = e_2+e_3$). Умножаю его на матрицу поворота, полученный вектор лежит в той же плоскости и его можно разложить по $e_2$ и $e_3$.
А матрица $$\begin{pmatrix}
\cos y &   -\sin y\\
  \sin y &  \cos y
\end{pmatrix}$$
- это матрица поворота в плоскости. С помощью нее я и пытаюсь найти угол $y$ между векторами $e_4$ и $Me_4$

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 18:48 
Заслуженный участник


26/05/14
981
semenyuk.gosha в сообщении #1082713 писал(а):
slavav в сообщении #1082687 писал(а):
Вы определяете угол поворота как угол между двумя векторами? Что это за вектора?
Для любого вектора $x$, $Mx$ - его поворот относительно оси. Соответственно угол поворота - угол между $x$ и $Mx$

В конце вы измеряете не угол между $e_5$ и $e_4$, а другой угол.

-- 16.12.2015, 18:50 --

И ещё: помните ли вы как вычислить косинус угла между двумя векторами единичной длины?

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 18:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
semenyuk.gosha в сообщении #1082713 писал(а):
Для любого вектора $x$, $Mx$ - его поворот относительно оси. Соответственно угол поворота - угол между $x$ и $Mx$
Странное определение. Если принять такое определение угла поворота, то он будет разным для разных векторов. Например, вектор, направленный вдоль оси поворота и его образ после поворота будут образовывать нулевой угол... :shock:

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 18:56 
Заслуженный участник


26/05/14
981
semenyuk.gosha в сообщении #1082713 писал(а):
$$\begin{pmatrix}
\cos y &   -\sin y\\
\cos y &   \sin y
\end{pmatrix}$$
- это матрица поворота в плоскости.

Вы ошиблись, это не матрица поворота. Например подставьте в эту матрицу нулевой угол. Результатом должна быть единичная матрица.
Кроме того восстанавливать матрицу и не нужно.

-- 16.12.2015, 18:59 --

Brukvalub в сообщении #1082719 писал(а):
semenyuk.gosha в сообщении #1082713 писал(а):
Для любого вектора $x$, $Mx$ - его поворот относительно оси. Соответственно угол поворота - угол между $x$ и $Mx$
Странное определение. Если принять такое определение угла поворота, то он будет разным для разных векторов. Например, вектор, направленный вдоль оси поворота и его образ после поворота будут образовывать нулевой угол... :shock:

Я принужден стать на защиту ТС. Хотя он неправильно определил что такое угол поворота, но целится в нужную сторону.
В решении много лишних шагов, но ошибка только в пятом пункте.

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 19:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
slavav в сообщении #1082721 писал(а):
Хотя он неправильно определил что такое угол поворота, но целится в нужную сторону.

(Оффтоп)

Прямо как в песне: "Пусть Жираф был не прав, - Но виновен не Жираф, А тот, кто крикнул из ветвей: "Жираф большой - ему видней!" :D

Вы, slavav, конечно, можете и дальше заниматься правозащитной деятельностью, но какой в этом смысл, если обвиняемый "решает" задачу, не понимая даже определений упоминаемых в задаче понятий? Какой-то мартышкин труд получается...

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 19:12 


16/12/15
9
Ошибся при наборе матрицы поворота, вот так верно
$$\begin{pmatrix}
\cos y &   -\sin y\\
  \sin y &  \cos y
\end{pmatrix}$$

slavav в сообщении #1082715 писал(а):
помните ли вы как вычислить косинус угла между двумя векторами единичной длины?

Например, с помощью скалярного произведения.
$$e_4 e_5 = \frac{-18-4 \sqrt{3}}{12}$$
$$ \cos y = \frac{e_4 e_5}{\left\lvert e_5 \right\rvert \left\lvert e_4 \right\rvert}=\frac{29-9 \sqrt{3}}{26 \sqrt{2}}$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 21:18 
Заслуженный участник


26/05/14
981
Угол вы вычисляете правильно. К сожалению, у вас ошибка ещё и в третьем пункте. Вектор $e_3$ не ортогонален к $e_1$.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос Brukvalub - что такое угол поворота для матрицы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 23:36 


16/12/15
9
slavav в сообщении #1082773 писал(а):
Вектор $e_3$ не ортогонален к $e_1$.

Как так? $e_3 e_1=\frac{\sqrt{6}}{3}-\frac{2}{\sqrt{6}} = 0$
slavav в сообщении #1082773 писал(а):
угол поворота для матрицы

Мы поворачиваем 3-х мерное пространство вокруг оси (которая является собственным вектором матрицы поворота). И угол поворота - это угол между старыми и новыми базисными векторами. Так?

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 23:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
semenyuk.gosha в сообщении #1082817 писал(а):
Мы поворачиваем 3-х мерное пространство вокруг оси (которая является собственным вектором матрицы поворота). И угол поворота - это угол между старыми и новыми базисными векторами. Так?

Нет, не так. Это не определение преобразования поворота и угла поворота, а болтовня на дошкольном уровне. :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 23:53 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
semenyuk.gosha
Что мешает одному из базисных векторов быть собственным? (И зачем же именно базисных?) Тогда и его образ при повороте будет им же, и угол будет нулевым, даже если какой-то другой вектор всё-таки переходит не в себя. Угол поворота и угол между вектором и его образом будут совпадать (ну почти) для векторов, лежащих кое-где. Где? И почему я написал «ну почти»?

 Профиль  
                  
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 23:56 


16/12/15
9
arseniiv в сообщении #1082826 писал(а):
векторов, лежащих кое-где

В плоскости, ортогональной оси поворота. Верно?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group