2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу 1, 2  След.
 
 Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 04:08 
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, с задачей
Дана матрица поворота $$M = \begin{pmatrix}
-\frac{1}{2} & -\frac{\sqrt{3}}{2}  &  0\\
 0 & 0 & 1\\
  -\frac{\sqrt{3}}{2} & \frac{1}{2} & 0
\end{pmatrix}$$
Ось поворота $e_1 = \begin{pmatrix}
-\frac{\sqrt{3}}{3} & 1 & 1 
\end{pmatrix}$
Найти косинус и синус угла поворота.

Я решаю так
1) Беру ортогональный к оси вектор $e_2 = \begin{pmatrix}
0 & \frac{1}{\sqrt{2}} & -\frac{1}{\sqrt{2}} 
\end{pmatrix}$

2) Ищу 3 вектор как векторное произведение $e_3 = e_1 \times e_2  = \begin{pmatrix}
-\sqrt{2} & -\frac{1}{\sqrt{6}} & -\frac{1}{\sqrt{6}} 
\end{pmatrix} $

3) Рассматриваю вектор $e_4 = e_2 + e_3  = \begin{pmatrix}
-\sqrt{2} & -\frac{1}{\sqrt{6}} & -\frac{1}{\sqrt{6}} 
\end{pmatrix} $
Он ортогонален оси

4) Умножаю матрицу поворота на ортогональный оси вектор ($e_4$), получаю новый вектор ($e_5$), который тоже ортогонален оси и раскладываю его по 2 предыдущим

$e_5 = M \cdot e_4 = \begin{pmatrix}
\frac{3\sqrt{2}-\sqrt{6}}{4} & \frac{-3\sqrt{2}-\sqrt{6}}{6} & \frac{3\sqrt{2}+5\sqrt{6}}{12}
\end{pmatrix} = ( \frac{-9-7\sqrt{3}}{12})e_2 + (\frac{-3+\sqrt{3}}{4})e_3$

5) Далее решаю систему
$\begin{pmatrix}
 \frac{-9-7\sqrt{3}}{12} \\
 \frac{-3+\sqrt{3}}{4}
\end{pmatrix} = 
\begin{pmatrix}
\cos y & -\sin y  \\
\cos y & \sin y 
\end{pmatrix}
\begin{pmatrix}
1 \\
 1
\end{pmatrix}
$

Получаю $\cos y = \frac{-9-2\sqrt{3}}{12} $

А должен быть равен $3/4$. Что я делаю неверно?

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 16:59 
Вы определяете угол поворота как угол между двумя векторами? Что это за вектора?

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 17:20 
Аватара пользователя
А что это такое: "угол поворота"? :shock:

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 17:25 
Аватара пользователя
Зачем так много векторов? Они что, по разному "вращаются"?

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 18:39 
slavav в сообщении #1082687 писал(а):
Вы определяете угол поворота как угол между двумя векторами? Что это за вектора?

Для любого вектора $x$, $Mx$ - его поворот относительно оси. Соответственно угол поворота - угол между $x$ и $Mx$
provincialka в сообщении #1082694 писал(а):
Зачем так много векторов? Они что, по разному "вращаются"?

Для начала нужно найти базис - это первые 3 вектора $e_1 e_2 e_3$. Далее беру какой-то любой вектор, лежащий в плоскости, перпендикулярной оси. (я взял $e_4 = e_2+e_3$). Умножаю его на матрицу поворота, полученный вектор лежит в той же плоскости и его можно разложить по $e_2$ и $e_3$.
А матрица $$\begin{pmatrix}
\cos y &   -\sin y\\
  \sin y &  \cos y
\end{pmatrix}$$
- это матрица поворота в плоскости. С помощью нее я и пытаюсь найти угол $y$ между векторами $e_4$ и $Me_4$

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 18:48 
semenyuk.gosha в сообщении #1082713 писал(а):
slavav в сообщении #1082687 писал(а):
Вы определяете угол поворота как угол между двумя векторами? Что это за вектора?
Для любого вектора $x$, $Mx$ - его поворот относительно оси. Соответственно угол поворота - угол между $x$ и $Mx$

В конце вы измеряете не угол между $e_5$ и $e_4$, а другой угол.

-- 16.12.2015, 18:50 --

И ещё: помните ли вы как вычислить косинус угла между двумя векторами единичной длины?

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 18:53 
Аватара пользователя
semenyuk.gosha в сообщении #1082713 писал(а):
Для любого вектора $x$, $Mx$ - его поворот относительно оси. Соответственно угол поворота - угол между $x$ и $Mx$
Странное определение. Если принять такое определение угла поворота, то он будет разным для разных векторов. Например, вектор, направленный вдоль оси поворота и его образ после поворота будут образовывать нулевой угол... :shock:

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 18:56 
semenyuk.gosha в сообщении #1082713 писал(а):
$$\begin{pmatrix}
\cos y &   -\sin y\\
\cos y &   \sin y
\end{pmatrix}$$
- это матрица поворота в плоскости.

Вы ошиблись, это не матрица поворота. Например подставьте в эту матрицу нулевой угол. Результатом должна быть единичная матрица.
Кроме того восстанавливать матрицу и не нужно.

-- 16.12.2015, 18:59 --

Brukvalub в сообщении #1082719 писал(а):
semenyuk.gosha в сообщении #1082713 писал(а):
Для любого вектора $x$, $Mx$ - его поворот относительно оси. Соответственно угол поворота - угол между $x$ и $Mx$
Странное определение. Если принять такое определение угла поворота, то он будет разным для разных векторов. Например, вектор, направленный вдоль оси поворота и его образ после поворота будут образовывать нулевой угол... :shock:

Я принужден стать на защиту ТС. Хотя он неправильно определил что такое угол поворота, но целится в нужную сторону.
В решении много лишних шагов, но ошибка только в пятом пункте.

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 19:08 
Аватара пользователя
slavav в сообщении #1082721 писал(а):
Хотя он неправильно определил что такое угол поворота, но целится в нужную сторону.

(Оффтоп)

Прямо как в песне: "Пусть Жираф был не прав, - Но виновен не Жираф, А тот, кто крикнул из ветвей: "Жираф большой - ему видней!" :D

Вы, slavav, конечно, можете и дальше заниматься правозащитной деятельностью, но какой в этом смысл, если обвиняемый "решает" задачу, не понимая даже определений упоминаемых в задаче понятий? Какой-то мартышкин труд получается...

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 19:12 
Ошибся при наборе матрицы поворота, вот так верно
$$\begin{pmatrix}
\cos y &   -\sin y\\
  \sin y &  \cos y
\end{pmatrix}$$

slavav в сообщении #1082715 писал(а):
помните ли вы как вычислить косинус угла между двумя векторами единичной длины?

Например, с помощью скалярного произведения.
$$e_4 e_5 = \frac{-18-4 \sqrt{3}}{12}$$
$$ \cos y = \frac{e_4 e_5}{\left\lvert e_5 \right\rvert \left\lvert e_4 \right\rvert}=\frac{29-9 \sqrt{3}}{26 \sqrt{2}}$$

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 21:18 
Угол вы вычисляете правильно. К сожалению, у вас ошибка ещё и в третьем пункте. Вектор $e_3$ не ортогонален к $e_1$.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос Brukvalub - что такое угол поворота для матрицы?

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 23:36 
slavav в сообщении #1082773 писал(а):
Вектор $e_3$ не ортогонален к $e_1$.

Как так? $e_3 e_1=\frac{\sqrt{6}}{3}-\frac{2}{\sqrt{6}} = 0$
slavav в сообщении #1082773 писал(а):
угол поворота для матрицы

Мы поворачиваем 3-х мерное пространство вокруг оси (которая является собственным вектором матрицы поворота). И угол поворота - это угол между старыми и новыми базисными векторами. Так?

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 23:49 
Аватара пользователя
semenyuk.gosha в сообщении #1082817 писал(а):
Мы поворачиваем 3-х мерное пространство вокруг оси (которая является собственным вектором матрицы поворота). И угол поворота - это угол между старыми и новыми базисными векторами. Так?

Нет, не так. Это не определение преобразования поворота и угла поворота, а болтовня на дошкольном уровне. :D

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 23:53 
semenyuk.gosha
Что мешает одному из базисных векторов быть собственным? (И зачем же именно базисных?) Тогда и его образ при повороте будет им же, и угол будет нулевым, даже если какой-то другой вектор всё-таки переходит не в себя. Угол поворота и угол между вектором и его образом будут совпадать (ну почти) для векторов, лежащих кое-где. Где? И почему я написал «ну почти»?

 
 
 
 Re: Угол поворота
Сообщение16.12.2015, 23:56 
arseniiv в сообщении #1082826 писал(а):
векторов, лежащих кое-где

В плоскости, ортогональной оси поворота. Верно?

 
 
 [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group